Вопросы защиты прав потребителя сегодня становятся все более актуальными. Каждый человек, совершая покупку в магазине или заказывая услугу в компании, невольно подвергается риску столкнуться с низким качеством выполненной работы или приобретенного товара. В таких случаях продавец товара или услуг обязан соблюсти интересы потребителя, устранив выявленные недостатки. Права покупателя определяет закон о защите прав потребителей, это право на:
- получение качественных услуг и товаров;
- получение точной и правдивой информации о товаре или услуге (сведения о способе производства, свойствах товара и другое);
- безопасность (товары и услуги не должны содержать в себе угрозу для жизни, здоровья или имущества потребителя).
Когда одно из законных прав потребителя нарушается, закон предполагает возможность защиты этих прав в виде претензионного способа разрешения конфликта между сторонами либо решения вопроса путем обращения в суд.
Правила составления досудебной претензии
Перед обращением в суд с иском о защите прав потребителя, истцу необходимо подготовить и вручить ответчику письменную претензию, причем документ вручается строго под роспись. Составляя претензию, следует указать:
- свойства товара и его дефект (например, неработающий блок питания в моноблоке), подтверждающие ненадлежащее качество предмета, какая услуга не устроила потребителя;
- взаимоотношения сторон и документы их регулирующие;
- требования о возращении товара или его замене;
- срок исполнения требований, как правило, это 10 дней с момента обращения истца к ответчику. Если продавец товара или услуг отказывается исполнять законные требования покупателя, последний составляет на основе своей претензии исковое заявление и отправляет его в суд.
Важно! Претензия пишется в двух экземплярах, на втором, который остается у покупателя, делается отметка о дате принятия документа продавцом и его подпись. Если продавец отказывается принять обращение, покупатель делает соответствующую отметку на документе, которая заверяется свидетелями.
Правила составления искового заявления о защите прав потребителя
Иск оформляется в письменном виде с соблюдением общих правил составления исковых заявлений гражданского законодательства. Так, в документе обязательно прописываются данные всех участников процесса, описывается сложившаяся ситуация с указанием всех необходимых сведений, но самой важной является просительная часть иска, где заявитель должен указать перечень требований, которые он предъявляет к ответчику. В соответствии со статьей 18 Закона о защите прав потребителя покупатель при обнаружении дефекта в купленном товаре имеет право потребовать:
- заменить сломанный товар на аналогичный, который имеет схожие свойства и характеристики (например, неодимовый магнит 50х30 может быть заменен на изделие такого же размера), но выполнен другим производителем, с обязательным пересчетом цены;
- заменить сломанный товар на новый от того же производителя;
- устранить дефекты товара либо возместить средства, если ремонт уже был выполнен покупателем за свой счет;
- уменьшить стоимость товара;
- отказаться от сделки купли-продажи товара с возмещением его полной стоимости.
Если же речь идет о некачественно оказанной услуге или нарушениях условий договора исполнителем, то в дело вступает статья 29 Закона о защите прав потребителя, и истец имеет право на удовлетворение одного из следующих требований:
- уменьшение стоимости работ или услуг в пропорциональном порядке;
- бесплатное устранение дефектов, возникших в ходе выполнения работы;
- полное возмещение затрат, которые связаны с исправлением недостатков после выполнения работ;
- повторное проведение работ либо изготовление нового заказанного предмета из того же материала.
Кроме того, в своих требованиях истец вправе заявить о взыскании морального вреда и применении к ответчику штрафных санкций за отказ в устранении возникших недостатков, при этом данные требования не включаются в общую цену иска.
Куда подавать иск о защите прав потребителей
Исковое заявление о защите прав потребителей подается истцом по его выбору в судебную инстанцию:
• по месту жительства истца;
• по месту жительства или пребывания ответчика;
• по месту заключения сделки.
Мировой судья рассматривает дело, если цена иска составляет менее 50 000 рублей, в остальных случаях спор разрешается в районных судах общей юрисдикции.
Важно! Если истцу неизвестно место регистрации ответчика, он может узнать о нем информацию через налоговую службу – достаточно направить запрос о получении сведений из ЕГРЮЛ и ИП, такие данные являются открытыми.