Рассматриваемый закон состоит из 18 статей, подразделение на главы отсутствует.
Закон об информации, информационных технологиях и о защите информации
Пониманию предмета Закона способствует ст. 1, в которой указаны сферы, которым посвящен Закон:
1. осуществление права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2. применение информационных технологий;
3. защита информации.
В соответствии со ст. 3 Закона действуют ключевые принципы в сфере информации и информационных технологий:
- каждый человек может свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом;
- доступ к информации может быть ограничен только федеральным законом;
- является открытой информация о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, каждый имеет право на получение свободного доступа к этой информации, кроме предусмотренных законом исключений;
- при создании информационных систем должно обеспечиваться равноправие языков народов России;
- защищенность информационных систем;
- защита неприкосновенности частной жизни, запрещено собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни граждан без их согласия.
В ст. 5 Закона информация делится на несколько категорий: общедоступная информация, информация ограниченного доступа. Также в зависимости от порядка предоставления или распространения информация может быть:
- свободно распространяемой;
- предоставляемая по соглашению заинтересованных лиц;
- которая предоставляется или распространяется на основании федерального закона;
- запрещенная или ограниченная к распространению информация.
Каждый гражданин имеет право на доступ к информации (ст. 8 Закона). Органы государственной власти и их должностные лица должны предоставлять гражданам информацию, если она затрагивает их права и свободы. Ни при каких обстоятельствах не может быть запрещен доступ к следующей информации:
- нормативным актам, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан;
- о состоянии окружающей среды;
- о деятельности органов государственной власти и об использовании ими бюджетных средств;
- которая накапливается в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах.
Органам государственной власти предписывается иметь собственные Интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности.
Доступ и распространение к информации могут быть ограничены, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Закона). В частности, к информации ограниченного доступа относится государственная тайна, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна, персональные данные. Информация о частной жизни гражданина может быть получена только с его согласия, за исключением предусмотренных законодательством случаев.
Требования к распространению информации содержатся в ст. 10 Закона. Так, при распространении информации должны быть указаны сведения об обладателе такой информации или ее распространителе для его идентификации. Кроме того, владелец Интернет-сайта должен разместить на нем информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты. Отдельно указывается на запрет распространения информации которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Закон содержит обширные дополнительные требования к профессиональным участникам информационного рынка: организаторам распространения информации в сети Интернет, операторам поисковой системы, новостным агрегаторам, владельцам аудиовизуальных сервисов.
Очень часто граждане и организации при ведении своей хозяйственной деятельности обмениваются документами через электронную почту без обмена физическими документами. В соответствии со ст. 11 Закона, если соответствующие электронные сообщения подписаны электронной подписью или другим аналогом собственноручной подписи, то электронная переписка может быть признана обменом документами, что очень важно для последующих судебных разбирательств. Важно, чтобы аналог собственноручной подписи был оформлен в соответствии с законодательством или договором, действующим между сторонами.
В России на основании ст. 15.1. Закона создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В данном реестре собраны все Интернет-сайты, запрещенные на территории России. Сайт может быть внесен в этот реестр, если на нем представлена следующая информация:
· порнографические изображения несовершеннолетних, объявления о приглашении несовершеннолетних в мероприятиях порнографического характера;
· способы, методы разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
· способы совершения самоубийства, а также призывы к совершению самоубийства;
· о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия);
· которая нарушает законодательство об азартных играх;
· предложение о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции.
Кроме того, сайт вносится в реестр на основании постановления судебного пристава-исполнителя, если он содержит информацию, порочащую честь, достоинство или деловую репутацию гражданина или организации.
Владелец Интернет-сайта обязан в течение суток с момента получения уведомления провайдера заблокировать доступ к странице, которая содержит запрещенную информацию. За отказ выполнить данное требование провайдер обязан ограничить доступ ко всему сайту (ст. 15.1 Закона).
Отдельные правила предусмотрены для ограничения доступа к информации, которая нарушает авторские права. В соответствии со ст. 15.2 Закона правообладатель сначала должен обратиться в суд для установления факта нарушения его авторских прав. После вступления решения суда в силу правообладатель подает в Роскомнадзор заявление о принятии мер по ограничению доступа к сайту-нарушителю. Роскомнадзор обязан в течение трех дней направить информацию о заявлении провайдеру, который в течение суток информирует руководство сайта о необходимости ограничения доступа к незаконно размещенной информации. Если владелец сайта в течение суток не выполнит предписание, то сайт полностью блокируется.
Похожий порядок применяется при блокировке ресурсов, содержащих информацию, распространяемую с нарушением закона. К ней согласно ст. 15.3 Закона относятся следующие сведения:
- призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;
- информационные материалы иностранных или международных организаций, которые признаны нежелательными на территории России.
В целях защиты персональных данных в ст. 15.4. Закона предусмотрено формирование реестра нарушителей прав субъектов персональных данных. Если гражданин установит нарушение своих персональных данных каким-либо информационным ресурсом, то он сначала должен обратиться в суд для признания выявленного факта нарушением законодательства. С вступившим в законную силу решением суда лицо обращается в Роскомнадзор для осуществления блокировки информации, распространяемой с нарушением законодательства. Если владелец сайта отказывается удалить информацию, то Роскомнадзором блокируется весь сайт.
Согласно ст. 15.7 Закона действует механизм внесудебной блокировки информационных ресурсов, содержащих информацию с нарушением авторских прав. Правообладатель в случае установления подобного Интернет-сайта может обратиться к владельцам этого ресурса с заявлением о нарушении авторских прав. В данном заявлении необходимо указать следующую информацию:
- фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию правообладателя (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);
- информация об объекте авторских прав, который размещен на сайте без разрешения правообладателя или иного законного основания;
- точный адрес сайта-нарушителя;
- указание на наличие у правообладателя прав на соответствующий объект авторских прав;
- указание на отсутствие согласия правообладателя на размещение объекта авторских прав на сайте;
- согласие на обработку персональных данных.
Владелец сайта обязан удалить объекты авторских прав, распространяемых с нарушением, в течение 24 часов с момента получения заявления правообладателя. Отказать в удовлетворении заявления правообладателя можно только в случае наличия у владельца сайта доказательств правомерности использования соответствующего объекта авторского права.