Закон об отходах производства и потребления

Закон об отходах производства и потребления
Одной из актуальнейших проблем современного человечества является сохранение благоприятной экологической обстановки. Это залог дальнейшего существования жизни на Земле. С каждым годом растет количество мусора, который негативно сказывается на окружающей среде. Поэтому государство повышенное внимание уделяет проблеме обращения с отходами. Основы правового регулирования этого вопроса в нашей стране установлены Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» далее – Закон.

Рассматриваемый закон состоит из восьми глав, включающих в себя 31 статью.

Закон об отходах производства и потребления

В ст. 1 Закона дается определение ключевому понятию «отходы производства и потребления». Под ними понимаются «вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению». В сфере обращения с отходами государство должно соблюдать некоторые принципы, перечисленные в ст. 3 Закона:

1.     охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

2.     научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

3.     использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

4.     приоритет переработки для уменьшения количества отходов;

5.     использование экономического регулирования в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

6.     открытость информации об обращении с отходами.

Законодательство устанавливает пять классов опасности отходов: от I (самые опасные) до V класса (ст. 4.1. Закона).

В главе II закона распределяются полномочия в сфере обращения с отходами Правительства России, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Согласно ст. 8.1. Закона полномочия в сфере обращения с отходами могут быть перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации.

Согласно ст. 9 Закона работы по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов первых четырех классов опасности должны осуществляться лицами, имеющими на это лицензию. При этом один объект обезвреживания или хранения отходов может использовать только один индивидуальный предприниматель или организация. На основании ст. 10 Закона при проектировании новых зданий обязательно следует учитывать необходимость вывоза отходов и предусматривать места для их вывоза. Для ввода здания в эксплуатацию обязательно наличие технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Представители бизнеса в соответствии со ст. 12 Закона при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

1.     соблюдать обязательные нормы и требования в области обращения с отходами;

2.     разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов;

3.     вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов;

4.     внедрять малоотходные технологии;

5.     проводить инвентаризацию объектов размещения отходов;

6.     проводить наблюдение за состоянием окружающей среды в местах расположения объектов размещения отходов;

7.     предоставлять необходимую информацию в области обращения с отходами;

8.     предупреждать аварии, связанные с обращением с отходами, принимать меры по их ликвидации.

Согласно ст. 12 предъявляются повышенные требования к местам размещения отходов, то есть мусорным свалкам, к их размещению, проектированию. Запрещено организовывать захоронение мусора в следующих местах:

- в границах населенных пунктов;

- лесопарковой зоне;

- курортной зоне;

- лечебно-оздоровительной зоне;

- рекреационной зоне;

- водоохранной зоне;

- водосборные площади подземных водных объектов, которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- места залегания полезных ископаемых и ведения горных работ.

Все места размещения отходов вносятся в общероссийский реестр. Запрещено складировать отходы на объектах, которые не внесены в этот реестр.

Статья 13 Закона отдельно посвящена довольно наболевшей для многих россиян теме, а именно обращению с отходами на территории муниципальных образований. Данная статья предписывает проводить очистку отходов на территории муниципальных образовании в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Должна быть принята региональная программа в области обращения с отходами и территориальная схема в области обращения с отходами. Именно в данных документах фиксируются конкретные параметры обращения с отходами в том или ином регионе.

В соответствии со ст. 14 Закона все отходы должны быть отнесены к определенному классу опасности. На основании информации о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Работники, допускаемые к работе с отходами I – IV классов опасности, должны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

На основании ст. 16 Закона должны соблюдаться следующие требования к транспортировке отходов:

         - наличие паспорта на отходы;

         - наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

         - соблюдение требований безопасности к транспортированию;

         - наличие документации для транспортирования.

Статья 17 Закона запрещает ввоз на территорию нашей страны отходов для их захоронения и обезвреживания. Допускается только ввоз отходов для утилизации на основании специального разрешения.

Глава IV Закона распространяется больше на индивидуальных предпринимателей и организации, занятые в сфере обращения с отходами, так как эта глава рассматривает вопросы нормирования, государственного учета и отчетности в области обращения с отходами.

В сфере обращения с отходами применяются экономические методы регулирования, которые в соответствии со ст. 21 Закона направлены на уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот; платность размещения отходов; экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами. При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 23 Закона).

В ст. 24.1. Закона раскрываются основы регулирования утилизационного сбора, который взимается с каждого транспортного средства, которые ввозятся на территорию России или произведены в России. В отношении ранее ввезенных или произведенных транспортных средств утилизационный сбор не уплачивается.

Закон возлагает повышенные обязанности на производителей и импортеров товаров. Так, в соответствии со ст. 24.2 Закона они обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации. На основании ст. 24.4. Закона они обязаны своевременно предоставлять информацию для включения в единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров. Также указанные группы лиц обязаны в соответствии со ст. 24.5 Закона уплачивать экологический сбор.

Глава V.1 Закона определяет основные параметры деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. В каждом регионе должен быть создан региональный оператор по обращению с данными отходами, к которому собственник твердых коммунальных отходов может обратиться для заключения договора на обработку его отходов.

Остальные главы Закона посвящены государственному надзору в области обращения отходов (глава VI Закона), ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами (глава VII Закона) и заключительным и переходным положениям (глава VIII Закона).

Вопросы от наших читателей

Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF

Задать вопрос юристу

Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF