Закон об общих принципах организации местного самоуправления

Информация достоверна
В Российской Федерации на конституционном уровне признается и гарантируется местное самоуправление, предоставляющее гражданам возможность самостоятельно решать свои местные проблемы и организовывать комфортную среду по месту своего жительства. Основным законом в сфере местного самоуправления является Федеральный закон от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» далее – Закон.
Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи
Сергей Алексеев
Адвокат, автор сайта
Комментарий эксперта
Закон об общих принципах организации местного самоуправления

Данный закон состоит из 12 глав, в котором содержится 86 статей. В Законе провозглашено право каждого гражданина принимать участие в местном самоуправлении. Он это может делать путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на территориях муниципальных образований. Закон выделяет следующие муниципальные образования:
• городское поселение;
• сельское поселение;
• муниципальный район;
• городской округ;
• внутригородская территория городов федерального значения.

Местное самоуправление осуществляется по вопросам местного значения, то есть по таким вопросам, которые могут быть решены только на местном уровне, и не могут быть переданы федеральным органам власти. Так, согласно ст. 14 Закона основными вопросами местного значения являются:
- принятие и исполнение бюджета муниципального образования;
- местные налоги и сборы;
- организация на территории муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- содержание автомобильных дорог местного значения;
- обеспечение жильем малоимущих граждан;
- организация транспортного обслуживания в границах муниципального образования;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;
- пожарная безопасность;
- организация обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;
- содержание библиотек;
- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- организация медицинской помощи населению;
- содержание организаций культуры;
- ведение архивов;
- установление правил благоустройства;
- содержание мест захоронения и т.д.

Таким образом, к вопросам местного значения отнесены наиболее насущные вопросы, затрагивающие каждого гражданина в его повседневной жизни. В Законе подробно регламентировано, какие вопросы местного значения относятся к тем или иным типам муниципальных образований, права и полномочия органов местного самоуправления по решению данных вопросов. Глава 4 Закона предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, то есть выходящими за рамки вопросов местного значения, и устанавливает порядок такого наделения.

Население муниципального образования может непосредственно осуществлять местное самоуправление посредством местного референдума, муниципальных выборов, голосования по вопросу отзыва местных должностных лиц или изменения границ муниципального образования, схода и собрания граждан, публичных слушаний, опросов граждан.

Организовать проведение местного референдума может любой гражданин. Для этого ему требуется создать инициативную группу в количестве не менее 10 человек. Далее инициативная группа должна быть зарегистрирована в местной избирательной комиссии. После регистрации необходимо собрать подписи с жителей в поддержку проведения референдума. Затем по завершению сбора подписей и надлежащего оформления документации местный представительный орган власти назначает дату проведения референдума.

В соответствии со ст. 26 Закона граждане обладают также правотворческой инициативой. Чтобы внести в местный законодательный орган проект закона, необходимо создать инициативную группу. Минимальная численность данной группы определяется местным законом. После создания инициативной группы она может непосредственно вносить на рассмотрение местного законодательного органа власти проекты законов.

Статья 28 Закона предусматривает случаи обязательного проведения публичных слушаний. Так, на публичные слушания выносятся следующие документы и вопросы:
1. проект устава муниципального образования;
2. проект местного бюджета и отчета об его исполнении;
3. преобразование муниципального образования.

На общественное обсуждение выносятся следующие документы и вопросы:
- проект генерального плана;
- проект правил землепользования и застройки;
- проект планировки территории;
- проект межевания территории;
- проект правил благоустройства территории;
- проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
- проект решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Конкретный порядок проведения публичных слушаний и общественного обсуждения устанавливается отдельно в каждом муниципальном образовании.

В соответствии с Законом создаются органы местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган. Допускается существование иные органов, но они должны быть предусмотрены уставом конкретного муниципального образования. В главе VI Закона определяются основные аспекты образования указанных органов, правовой статус должностных лиц местного самоуправления.

Глава VII посвящена муниципальным правовым актам: их виды, порядок подготовки, вступление в силу, порядок отмены. В целом нюансы, связанные с данными вопросами, в основном определяются местным законодательством и в каждом муниципальном образовании может быть собственный режим правовых актов.

На основании статьи 56 Закона местный бюджет может пополняться средствами самообложения граждан. Важно помнить, что самообложение может быть введено только на основании местного референдума или схода граждан.

Главы VIII и IX Закона посвящены экономическим основам местного самоуправления и межмуниципальному сотрудничеству. Большое значение имеют нормы глава X Закона, в которой собраны нормы относительно ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. К сожалению, в этой главе основное место уделено процедурным особенностям отстранения глав муниципального образования и местной администрации от занимаемых должностей вышестоящими должностными лицами или представительным органом местного самоуправления. Во всем, что касается ответственности перед населением, делается общая отсылка о несении ответственности в соответствии с действующим законодательством. Аналогичное положение действует в части обжалования действий и решений местных властей.

В главе 11 Закона приведены особенности осуществления местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях: города федерального значения, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, приграничные территории, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, территория инновационного центра «Сколково», территории опережающего социально-экономического развития, территории инновационных научно-технологических центров.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи
Сергей Алексеев, Адвокат, автор сайта
Выпускник магистратуры Санкт-Петербургской юридической академии (2012 год). Член Адвокатской палаты города Москвы, с 2018 года – автор публикаций для правового портала pravovedus.ru.
Информация об авторе
Рекомендуем почитать
Вопросы от наших читателей
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Задать вопрос юристу
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF