Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Для чего нужен
Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:
- экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
- неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
- единство внешней и внутренней валютной политики государства;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:
- обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
- проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
- выявление и пресечение противозаконных операций.
Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:
- проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
- проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
- запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
- применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Какие операции подлежат валютному контролю
Перечень сделок, подлежащих валютному контролю (п. 9 ч. 1 ст. 1 173-ФЗ):
- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валют, использование их для платежей;
- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют рублей и внутренних ценных бумаг для платежей;
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валют, рублей и внутренних ценных бумаг, использование валют, рублей и российских ценных бумаг для платежей;
- ввоз в РФ и вывоз из неё валют, рублей и внутренних ценных бумаг;
- перевод валют, рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта за пределами РФ на счёт того же лица в РФ и в обратном направлении;
- перевод нерезидентом рублей, внутренних и внешних ценных бумаг со счёта в РФ на счёт того же лица в РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента в РФ и в обратном направлении;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счёт другого резидента за пределами РФ;
- перевод рублей со счёта резидента за пределами РФ на счет того же резидента за пределами РФ.
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Срок подачи документов
В Инструкции 181-И подробно расписаны сроки предоставления документов в 2024 году по тем или иным действиям. Приведём некоторые из них:
- срок постановки экспортного контракта на учет – до 15-ти рабочих дней после дня зачисления средств на счёт резидента-экспортёра (п. 5.7);
- срок подачи СПД в валютный контроль – до 15-ти рабочих дней после последнего дня месяца, в котором на таможенной декларации проставлена отметка о дате выпуска либо в котором были оформлены подтверждающие документы (пп. 8.2.1, 8.2.2);
- срок принятия банком решения о снятии контракта с учёта (отказа в снятии с учёта – до 2-х рабочих дней после подачи заявления резидентом (п. 6.4)
Порядок проведения валютного контроля
Контроль валютных операций входит в сферу полномочий органов, указанных выше, и производится в соответствии с 173-ФЗ и инструкциями (регламентами) по валютному контролю. Эти многостраничные нормативные документы детально прописывают правила валютного контроля. Валютный контроль в РФ осуществляется в соответствии с:
- Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И, которая регламентирует контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов РФ со стороны агентов валютного контроля – уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- Административным регламентом контроля соблюдения обязанности уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках за пределами РФ и представлять отчёты о движении средств по таким счетам (утверждён Приказом ФНС от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@);
- Административным регламентом контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в РФ и вывозом из РФ (утверждён приказом ФТС от 17.07.2019 № 117).
Каждый из этих актов регламентирует правила осуществления валютного контроля в определённой сфере для определённых операций. В этой статье нет возможности изложить содержание этих многостраничных документов, поэтому рекомендуем нашим читателям самостоятельно ознакомиться с интересующими их положениями.
Остановимся кратко на новшествах, которые были введены в законодательство о валютном контроле с 1 июля 2018 года:
- упрощены процедуры контроля по контрактам в сумме менее 200 тыс руб;
- предоставление паспортов сделок заменено постановкой договоров на учёт;
- банки должны указывать на ошибки в контрактах;
- на компании возложена ответственность по указанию сроков исполнения соглашений.
Ответственность за нарушения валютного законодательства
За нарушение правил валютного контроля может грозить административная (ст. 15.25 КоАП РФ) и уголовная (ст. 193 УК РФ) ответственность. Размер штрафов по валютному контролю зависит от вида правонарушения, которых в ст. 15.25 КоАП РФ насчитывается около 20-ти. Для иллюстрации приведём информацию по некоторым из них:
- за незаконные валютные операции, например, куплю-продажу валюты, минуя уполномоченные банки – штраф для физлиц, ИП и юрлиц от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции, для должностных лиц от 20 тыс до 30 тыс руб (ч. 1);
- за непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счёта, об изменении реквизитов счёта за пределами РФ – штраф для физлиц от 4 тыс до 5 тыс руб, для должностных лиц от 40 тыс до 50 тыс руб, для юрлиц от 800 тыс до 1 млн руб (ч. 2.1);
- за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, должностным лицом, ранее оштрафованным за такое же правонарушение – дисквалификация от 6-ти месяцев до 3-х лет (ч. 5.1).
Ст. 193 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от исполнения обязанности по репатриации денежных средств:
- в крупном размере (от 100 млн до 150 млн руб) – штраф от 200 тыс до 500 тыс руб или в размере дохода осуждённого за период от 1-го года до 3-х лет, либо принудительные работы до 3-х лет, либо лишение свободы до 3-х лет (ч. 1);
- в особо крупном размере (свыше 150 млн руб), группой лиц по предварительному сговору, с использованием заведомо подложного документа или с использованием юрлица, созданного для совершения преступлений в финансовой сфере – лишение свободы до 5-ти лет со штрафом до 1 млн руб или в размере дохода осуждённого за период до 5-ти лет либо без такового (ч. 2).
Если у вас остались вопросы по теме валютного контроля, наш юрист готов дать подробные разъяснения.