Согласно положениям налогового законодательства (подп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ) инспектор, в рамках осуществления выездной проверки вправе вызвать любое физическое лицо в качестве свидетеля для дачи показаний. При этом, статья 31 НК РФ устанавливает, что вызов свидетеля происходит на территории налогового органа. При этом, допрос может проводиться и по месту пребывания свидетеля, если он, например, болен или стар, является инвалидом и не может явиться в инспекцию, также, по усмотрению инспектора, это правило может распространяться и на другие ситуации (статья 90 НК РФ).
Вызов свидетеля осуществляется повесткой, рекомендованная форма которой приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС РФ по ведению информационного ресурса "Допросы и осмотры". В повестке обязательно указывается основания ее направления, а также место и время проведения допроса.
В случаях если допрос проводят по месту нахождения работника или компании, документ о вызове свидетеля не составляется.
Важно! Работника компании, где проводится налоговая проверка, могут вызвать на допрос только повесткой. Он не обязан являться в инспекцию по телефонному звонку или устному приглашению. Кроме того, показания не могут быть получены по телефону.
Законодательством РФ не установлены точные сроки, по которым повестка может считаться доставленной или врученной свидетелю. Следовательно, датой получения документа будет считаться день его фактического получения по почте или лично.
В качестве свидетеля по налоговым проверкам могут быть привлечены только те лица, которые не заинтересованы в исходе дела. Если опрашиваемое лицо заведомо заинтересовано в исходе дела (например, если речь идет о генеральном или финансовом директоре), то протокол допроса квалифицируется как пояснения налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Приложение № 11 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 г. № ММВ-7-2/189@ определяет форму протокола допроса свидетеля, документ, который был составлен в произвольной форме, в дальнейшем будет считаться недействительным.
Основным отличием допроса от дачи пояснения является тот факт, что на допрос должно явиться непосредственно то лицо, чья фамилия была прописана в повестке, тогда как для дачи показаний может быть отправлено любое должностное лицо или уполномоченный представитель компании, например юрист. Стоит также отметить, что уведомление о вызове для дачи пояснений вручают компании по ТКС либо ее представителю лично.
В соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ допрашивать работников проверяемой компании, в том числе бывших сотрудников, могут только те инспекторы, которые непосредственно входили в список участников проверки. В случае, если допрос ведет другой инспектор, в дальнейшем протокол допроса будет считаться недействительным. При этом, допрос также могут вести сотрудники органов внутренних дел, которые были включены в состав проверяющих.
Время начала и окончания допроса обязательно фиксируется в протоколе. Допрос работников компании не может длиться непрерывно более четырех часов и не более восьми часов в течении одного дня, между которыми должен быть перерыв минимум 1 час для отдыха и принятия пищи (ст. 187 УПК РФ; ст. 2, п. 3 ст. 33 НК РФ).
Согласно пункта 2 статьи 90 НК РФ в допросе не могут участвовать лица, которые:
- в силу возраста, своих психических или физических недостатков не могут правильно воспринимать обстоятельства, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
- получили информацию, необходимую для осуществления налоговой проверки, когда исполняли свои профессиональные обязанности и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц.
Допрос работника, когда проверка приостановлена
В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.
В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим. Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации. Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.
Минфин РФ подтверждает этот вывод в свои разъяснениях - письма Минфина России от 18.01.2013 г. № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 г. № 03-02-07/1-156.
Допрос работника, когда проверка окончена
Совсем иначе дело обстоит с допросом работников после окончания налоговой проверки. Данный факт является нарушением установленного законом порядка сбора доказательств (абз. 2 п. 4 ст. 101, абз. 3 п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Протоколы допроса, полученные таким образом, не могут учитываться инспекторами при вынесении решения по проверке. Такой вывод подтвердили десятки судей в арбитражных округах (постановление ЦО от 03.06.2016 г., ФАС МО от 16.06.2011 г. № Ф05-16135/10, ФАС ДВО от 29.07.2011 г. № Ф03-3493/11 и другие).
Однако из правил существует исключение. Так, если повестка на допрос была направлена работнику еще во время проведения налоговой проверки, считается, что инспекторы фактически выполнили требования налогового законодательства (п. 7 ст. 101.4 НК РФ). В этом случае проведение допроса, даже после окончания проверки, будет являться законным доказательством, поскольку показания были получены после окончания по независимым от инспектора обстоятельствам.
Кроме того, законным будут считаться показания свидетеля, полученные даже после окончания проверки, если налоговый орган отправлял поручение о проведении допроса в иную инспекцию и при этом документ датирован периодом проверки.
Ответственность работника при допросе в инспекции
Статья 128 НК РФ устанавливает:
- неявка работника проверяемой компании либо уклонение его от явки без уважительной причины, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание с него штрафа в размере 1000 рублей;
- неправомерный отказ от дачи показаний, а также представление заведомо ложных показаний влечет взыскание штрафа в размере 3000 рублей.
Отказаться от дачи показаний без последствий привлечения к ответственности работник может только в том случае: сославшись на часть 1 статьи 51 Конституции РФ - никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.
Инспектор налоговой службы, осуществляющий допрос, еще в самом начале должен предупредить допрашиваемого об ответственности за отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний, о чем в протоколе допроса делается отметка и удостоверяется подписью свидетеля. Отсутствие такой подписи может стать поводом для признания протокола недействительным.