Ликвидация предприятия представляет собой достаточно сложный процесс и может иметь несколько путей решения проблемы. Ликвидация предприятия методом смены генерального директора или путем слияния фирмы с региональными представителями, банкротство - считаются простыми и недорогими решениями, которыми можно воспользоваться даже при ликвидации ООО с долгами. Самым же сложным способом можно назвать официальную ликвидацию компании, при которой необходимо охватить большое количество этапов и быть готовым к тому, что потребуются финансовые вложения.
Пошаговая инструкция по ликвидации компании
Порядок ликвидации ООО в добровольном виде может длиться от 2-х месяцев до года, она состоит из следующих этапов:
1. Принятие решения о ликвидации. Решение о закрытии ООО принимается на общем собрании учредителей, в нем принимают участие все участники общества. Решение о ликвидации должно быть принято единогласно, по результатам решения в протоколе собрания отражается решение участников и состав ликвидационной комиссии.
2. Обязанность сообщить о принятом решении регистрирующему органу. Учредители ООО, принявшие решение о ликвидации, обязаны в течение 3-х дней сообщить о своем решении в регистрирующие органы, осуществляющие государственную регистрацию юридического лица. Сообщение составляется в письменном виде. К сообщению необходимо приложить документы, подтверждающие решение, а именно копию протокола общего собрания участников ООО.
После поступления сообщения в регистрирующие органы, в течении 5 дней последние обязаны уведомить о ликвидации внебюджетные фонды и органы статистики.
Обращаем внимание, что несвоевременное сообщение в соответствующие органы о принятии решения о ликвидации ООО влечет наложение штрафа.
Процедура снятия с учета в налоговых органах достаточно длительная и регламентируется рядом нормативно-правовых актов РФ. После получения сообщения инспекция выявляет у ООО, ее филиалах и представительствах наличие движимого и недвижимого имущества, после чего принимается решение, согласно статьи 49 Налогового кодекса РФ: "Обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации".
Контроль за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью оплаты налогоплательщиком налогов и сборов осуществляется путем проведения выездных и камеральных проверок.
3. Ликвидационная комиссия – назначение и согласование. Ликвидационная комиссия назначается учредителями ликвидирующего предприятия по согласованию с регистрирующим органом. В ее состав могут входить руководители компании, собственники и их представители, представители трудового коллектива. Для согласования ликвидационной комиссии в регистрирующие органы необходимо обратиться с заявлением, где должен быть указан полный состав комиссии. Принять решение и оформить письменное заключение о согласовании комиссии регистрирующие органы должны в течении 3-х дней.
4. Публикация о ликвидации ООО. Созданная ликвидационная комиссия обязана опубликовать в СМИ объявление о ликвидации юридического лика. В сообщении должны быть указаны порядок и сроки заявления претензий кредиторами и способ связи с ликвидационной комиссией.
5. Оповещение всех кредиторов. Ликвидационная комиссия обязана не только письменно уведомить всех кредиторов о ликвидации ООО, но и принять все меры по выявлению возможных кредиторов с целью их оповещения. Уведомление кредиторам отправляется тем способом, который позволяет фиксировать отправку, например: заказным письмом с уведомлением, по факсу и другое. После принятия всех претензий кредиторов, ликвидационная комиссия оценивает размер задолженности и принимает решение об удовлетворении выявленных требований. Если установлен факт невозможности погашения задолженности, ликвидационная комиция обязана обратиться в Арбитражный суд с заявление о признании организации банкротом.
6. Составление промежуточного ликвидационного баланса и расчет с кредиторами. Промежуточный ликвидационный баланс составляется по истечению 2-х месяцев с момента публикации объявления о закрытии фирмы, он обязательно согласуется в регистрирующих органах, затем передается в налоговые органы. На основании промежуточного ликвидационного баланса производится расчет с кредиторами. Выплаты денежных средств производятся в порядке очередности, которую регламентирует статья 64 Гражданского кодекса РФ. При отсутствии средств на счетах компании для удовлетворения требований, осуществляется продажа имущества фирмы с публичных торгов.
7. Окончательный ликвидационный баланс. Окончательный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после окончательного погашения задолженности компании перед кредиторами, также составляет акт о распределении оставшегося имущества фирмы между участниками. Окончательный баланс утверждается учредителями и согласуется с регистрирующим органом.
8. Снятие с учета во внебюджетных фондах и закрытие счетов в банке. Снятия организации с учета во внебюджетных фондах можно начать уже в начале ликвидации организации, направив соответствующие заявления. Только снятие с учета в ПФР производится позднее, после закрытия счетов организации в банке. В ПФР также необходимо будет предоставить полные сведения по персонифицированному учету работников. Закрытие счетов организации производится после полного расчета с кредиторами и отсутствия с их стороны претензий. После закрытия счетов об этом необходимо уведомить налоговые органы в 10-тидневный срок, нарушение сроков влечет наложение штрафных санкций.
9. Снятие с учета в налоговых органах и аннулирование кодов статистики. В налоговые органы необходимо предоставить заявление налогоплательщика, оформленное по установленной форме. После получения заявления инспекция проведет проверку наличия всех документов, при отсутствии какого-либо из них будет оформлено письменное обращение в ликвидационную комиссию организации с замечанием о предоставление в конкретные сроки.
После снятия с учета ликвидатору будет выдано информационное письмо о снятии организации с налогового учета, как налогоплательщика, ввиду ее ликвидации.
При получении письма от налоговых органов о снятии организации с учета, также необходимо получить справку в органах статистики об аннулировании полученных ранее идентификационных кодов статистики. 10. Оформление ликвидации. Оформление ликвидации организации путем сдачи документов в регистрационную палату для фиксирования закрытия фирмы в регистрационном реестре является последним этапом. Для регистрации ликвидации ООО надо предоставить заявление, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины.
Сведения о ликвидации ООО вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, после чего ликвидация юридического лица считается завершенной, а компания прекращает свое существование. Копия свидетельства о ликвидации ООО направляется во все компетентные органы.
Скачать образец решения учредителя о ликвидации ООО