Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п. 1 ст. 215 ГК РФ). На основании Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:
- признанными таковыми Федеральными законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
- приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
- приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
- приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
- перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.
Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:
- землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом пользования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
- землями, закрытыми для общего доступа.
Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения. Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.
Земли, находящиеся в муниципальной собственности, и расположенные за чертой населенных пунктов, могут быть приватизированы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами органов местного самоуправления.
Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.
Аренда земель муниципальной собственности
Согласно земельному законодательству РФ земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования. Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ. В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд. Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой. Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно). После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором. Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.
Выкуп муниципальной земли в собственность
Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:
- до 01.01.2010 г. - для юридических лиц негосударственных форм собственности;
- до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.
Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:
- документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
- распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).
Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:
- Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
- Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.
В случае, если кадастровая стоимость окажется выше рыночной, в территориально расположенном органе Росреестра необходимо произвести переоценку кадастровой стоимости земельного участка, являющегося объектом передачи в собственность на основании выкупа.
- Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
- Непосредственно заключение договора купли-продажи.
- Оформление права собственности на землю в государственном органе.
Выкуп муниципального земельного участка может быть выполнен, как с единовременной выплатой его стоимости в полном объеме, так и с рассрочкой платежа.
Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае - земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:
- Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
- Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
- Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.
Площадь выкупаемых земельных участков, равно как и срок аренды до выкупа, законом не ограничены. Начиная с 2012 г. выкуп муниципальных земель возможен в сумме, равной 100% его кадастровой стоимости.
Порядок выкупа арендованных муниципальных земель
Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:
- паспорт;
- заявление установленного образца;
- договор аренды муниципальной земли;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:
- оригинал договора купли-продажи земельного участка;
- заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- квитанция об уплате стоимости земельного участка;
- расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
- постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.
Право собственности заявитель приобретает с момента регистрации в соответствующих органах. Срок оформления документов составляет – 7 рабочих дней.
В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:
- при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
- при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
- при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
- при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
- выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.