Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности

Информация достоверна
В статье мы разберем особенности Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, определим сферу применения закона, цели лицензирования, принципы и порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности, лицензионные требования и другие вопросы, возникающие в данной сфере.
Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи
Сергей Алексеев
Адвокат, автор сайта
Комментарий эксперта
Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выдачу, приостановку, переоформление и аннулирование лицензий на различные виды деятельности в предпринимательской сфере. Лицензией является специальный документ, который дает право компании или индивидуальному предпринимателю осуществлять услуги или проводить определенный вид работ на законной основе. 

Документ выдается в бумажном или электронном варианте, его получение осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности». 

Сфера применения закона о лицензировании отдельных видов деятельности

Статья 1 Закона устанавливает сферу его применения. Нормативный акт регулирует отношения, возникающие между организациями, индивидуальными предпринимателями и федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ в связи реализации отдельных видов деятельности требующих лицензирования. Сегодня лицензированию подлежат свыше 50 видов работ и услуг, вот некоторые из них: 

  • услуги в сфере образования;
  • тушение пожаров;
  • частная охранная деятельность;
  • услуги связи;
  • реализация и проектирование авиационной техники;
  • утилизация химического оружия;
  • производство и установка медицинской техники;
  • фармацевтическая деятельность;
  • производство и испытание огнестрельного оружия, военной техники;
  • перевозка пассажиров и другие услуги и работы в иных сферах. 

Полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, представлен в статье 12 Закона. Однако положения нормативного акта четко разграничивают виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с ним и с другими законами. Так, положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования: 

  • деятельности, непосредственно связанной с защитой государственной тайны (Закон РФ № 5485-I от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне");
  • использования атомной энергии (Федеральный закон № 170-ФЗ от 21 ноября 1995 г. "Об использовании атомной энергии");
  • деятельности кредитных организаций (Федеральный закон № 395-I от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности");
  • производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции");
  • видов деятельности на рынке ценных бумаг и репозитарной деятельности (Федеральный закон № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг");
  • деятельность по проведению организованных торгов (Федеральный закон № 325-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об организованных торгах");
  • деятельности депозитариев и паевых инвестиционных фондов, а также аукционных инвестиционных фондов (Федеральный закон № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г. "Об инвестиционных фондах");
  • деятельности негосударственных пенсионных фондов, в том числе, по пенсионному обеспечению и страхованию (Федеральный закон № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах");
  • страховой деятельности (Закон РФ № 4015-I от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации");
  • клиринговой деятельности (Федеральный закон № 7-ФЗ от 7 февраля 2011 г. "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте");
  • космической деятельности (Закон РФ № 5663-I от 20 августа 1993 г. "О космической деятельности");
  • энергосбытовой деятельности ( Федеральный закон от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике").

Лицензирование указанных видов деятельности производится в порядке, предусмотренном законодательными актами, регулирующими отношения в соответствующей сфере. 

Кроме того, особенности лицензирования, в части касающейся срока действия лицензии, порядка продления срока действия и принятия решения о ее предоставлении, аннулировании или возобновлении действия, могут регулироваться отдельными законодательными актами по следующим видам деятельности: 

  1. оказание услуг связи, теле- и радиовещания (Федеральный закон. № 126-ФЗ от 7 июля 2003 г. "О связи", Закон РФ № 2124-I от 27 декабря 1991 г. "О средствах массовой информации";
  2. частная охранная и детективная деятельность (Закон РФ № 2487-I от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации");
  3. образовательная деятельность (исключение – частная организация, расположенная на территории центра «Сколково») (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации");
  4. частная деятельность по управлению многоквартирными домами (ст.ст 192-202 Жилищный кодекс РФ);
  5. сбор, обработка, транспортировка, утилизация и размещение отходов 1-4 класса опасности (Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления"). 

Цели лицензирования отдельных видов деятельности и принципы осуществления лицензирования

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, процедура лицензирования осуществляется исключительно с целью предотвращения ущерба правам и законным интересам, а также здоровью и жизни граждан, окружающей среде, обороне и безопасности государства, который может быть нанесен в результате осуществления отдельных видов деятельности. Задачами лицензирования является непосредственное предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны индивидуальных предпринимателей и юридических лиц требований, установленных законом о лицензировании отдельных видов деятельности. 

Осуществление лицензирования выполняется в соответствии с конкретными принципами установленными статьей 4 закона: 

  1. установление лицензируемых видов деятельности законом;
  2. обеспечение единства экономического пространства на территории страны;
  3. установление определенного перечня лицензионных требований в отношении конкретных видов деятельности;
  4. установление единого порядка лицензирования;
  5. соблюдение законности при осуществлении лицензирования;
  6. доступность информации о лицензировании;
  7. недопустимость взимания платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины. 

Полномочия лицензирующих органов

Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию. Полномочия лицензирующих органов регламентирует статья 5 рассматриваемого закона, это:

  • осуществление лицензирования отдельных видов деятельности;
  • проведение мониторинга эффективности;
  • предоставление лицензии, а также приостановление действия лицензии и ее аннулирование;
  • ведение реестра лицензий и контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий. 

При этом к контрольным полномочиям органов относят: 

  1. возможность запрашивать у лицензиата при проведении проверок необходимые документы и обеспечения;
  2. составлять акты/протоколы с указанием конкретных нарушений;
  3. выносить лицензиату предупреждение;
  4. выносить решения, которые обязывают лицензиата устранять выявленные нарушения, в том числе, устанавливать срок устранения таких нарушений. 

Важно! Меры пресечения при выявлении нарушений лицензионных требований и условий – приостановление и аннулирование лицензии.

Лицензионные требования

Соблюдение лицензионных требований при ведении деятельности, подлежащей лицензированию, является неотъемлемым условием для организаций и индивидуальных предпринимателей. 

Лицензионные требования устанавливаются статьей 8 Закона и включают в себя следующие требования: 

  1. соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, в том числе отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и размера уставного капитала;
  2. наличие у соискателя и лицензиата помещений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на законном основании и соответствующих установленным требованиям;
  3. наличие у соискателя и лицензиата работников, с которыми заключен трудовой договор, имеющих профессиональное образование и обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления деятельности;
  4. наличие у соискателя и лицензиата системы производственного контроля;
  5. иные требования, предусмотренные законом. 

При осуществлении деятельности, указанной в пункте 6 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельности, также предусмотрено требование о соблюдении режима охраны помещений, используемых для осуществления такой деятельности.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Процесс лицензирования начинается с подачи пакета документов в лицензионный орган предпринимателем или руководителем организации. В заявлении соискатель указывает: 

  • наименование компании;
  • адрес и реквизиты организации;
  • вид деятельности;
  • сведения о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • опись прилагаемых документов. 

К заявлению прилагается: 

  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копии документов, перечень которых утверждается положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям;
  • опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления соискателя или мотивированном отказе в рассмотрении в течении 3-х дней со дня предоставления надлежащим образом оформленного заявления и прилагаемых документов.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении

Как правило, процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (срок может быть продлен в рамках, предусмотренных законом). Согласно статьи 14 Закона, в срок, не превышающий 45 рабочих дней с момента приема документов, лицензирующий орган должен осуществить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и принять решение о предоставлении лицензии или отказе в предоставлении. 

Решение оформляется приказом лицензирующего органа, при этом лицензия оформляется одновременно с приказом, если было принято решение о ее выдаче. Приказ подписывается руководителем или заместителем руководителя лицензирующего органа и регистрируется в специальном реестре. В течении 3 дней после подписания документ вручается лицензиату или направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением. 

В случае принятия решения об отказе в лицензировании, соответствующее уведомление вручается соискателю в течении 3-х рабочих дней с момента его принятия, где обязательно указывается обоснованная причина такого отказа. 

Основанием для отказа в лицензировании может быть: 

  • наличие искаженной или недостоверной информации в заявлении соискателя или в прилагаемых документах;
  • установленное в ходе проверки несоответствие соискателя соответствующим лицензионным требованиям;
  • представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на указанный в пункте 38 части 1 статьи 12 Закона вид деятельности, если в отношении соискателя имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности. 

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано соискателем в установленном законом порядке. 

Согласно статье 15 Закона в приказ о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении обязательно включаются следующие сведения: 

  1. полное наименование лицензирующего органа;
  2. ФИО ИП, данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства и места осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, номер записи о государственной регистрации в качестве ИП;
  3. полное и сокращенное наименование компании, организационно-правая форма, адрес места нахождения и места реализации лицензируемой деятельности, регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  4. ИНН юридического или физического лица;
  5. вид деятельности, подлежащей лицензированию с указанием выполняемых работ или оказываемых услуг;
  6. номер и дата регистрации лицензии, а также номер и дата приказа лицензирующего органа. 

Лицензия по общему правилу действует бессрочно. Специальными законами может устанавливаться срок действия лицензии.  

Статьей 16 Закона регламентируется порядок ведения лицензионного дела, в который орган, осуществляющий процедуру лицензирования, включает: 

  1. заявление соискателя или лицензиата и прилагаемые документы;
  2. приказ о предоставлении лицензии или отказ в предоставлении документа, а также приказ о переоформлении или продлении срока действия;
  3. копия зарегистрированной лицензии;
  4. приказы лицензирующего органа о назначении проверок соискателя лицензии, лицензиата, копии актов проверок и предписания об устранении нарушений требований, а также протоколы об административных правонарушениях и постановления о назначении административных наказаний;
  5. выписки из решений суда об административном приостановлении деятельности лицензиата или аннулировании лицензии;
  6. копии других документов, напрямую связанных с осуществлением лицензирования документов.

Порядок переоформления лицензии

Как устанавливает статья 18 Закона, лицензия подлежит переоформлению при реорганизации компании в форме преобразования, изменения его наименования или адреса места нахождения, а также изменения ФИО или места жительства индивидуального предпринимателя, данных документа, удостоверяющего его личность или адреса осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, либо перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. При этом лицензиат вправе осуществлять деятельность до момента переоформления лицензии, за исключением изменения адреса или перечня выполняемых работ или оказываемых услуг. 

Для осуществления процесса переоформления лицензии, лицензиат или его представитель передает в лицензируемый орган заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии и оригинал действующей лицензии. Заявление и прилагаемые документы могут быть доставлены в орган лично, направлены по почте или в форме электронных документов. 

При реорганизации компании в форме преобразования заявление о переоформлении лицензии направляется в лицензирующий орган не более, чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений. Заявление и прилагаемые документы принимаются органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема передается заявителю. В срок, предусмотренный действующим законодательством, лицензирующий орган принимает решение о переоформлении лицензии или отказе в таком действии.

Осуществление лицензионного контроля

В соответствии со статьей 19 Закона, к отношениям, непосредственно связанным с реализацией лицензионного контроля, используется положение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". 

В отношении соискателя или лицензиата лицензирующим органом могут проводится внеплановые проверки. Основанием для проведения проверки является представление в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении лицензии. Предметом проверки является состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования и других объектов, которые предполагается использовать соискателем или лицензиатом при осуществлении деятельности. Также проводятся документарные проверки, плановые (в соответствии с ежегодным планом) и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры. 

Для включения лицензиата в ежегодный план проверки должны быть основания. Ими являются: 

  1. истечение 1 года со дня принятия решения о регистрации лицензии или ее переоформлении;
  2. истечение 3-х лет с момента окончания последний плановой проверки;
  3. истечение срока установленного Правительством РФ со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, который осуществляет деятельность в области образования, здравоохранения или в социальной сфере;
  4. в соответствии с периодичностью, установленной положением о лицензировании для лицензионного контроля, осуществляемого с применением риск-ориентированного подхода.

Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям: 

  1. истек срок исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. поступление в лицензионный орган сведений или обращений о фактах грубых нарушений лицензиатом законных требований (обратиться могут как граждане, так и другие компании или ИП, средства массовой информации, органы власти);
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. при досрочном исполнении лицензиатом предписания лицензирующего органа, при наличии соответствующего ходатайства;
  5. при наличии приказа лицензирующего органа, изданного согласно поручения Правительства РФ или Президента РФ. 

Пункт 11 статьи 19 Закона устанавливает, что полный перечень грубых нарушений лицензионных требований фиксируется специальным положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к ним относятся те требования, нарушение которых может повлечь за собой: 

  • возникновение угрозы жизни человека или вреда животным и растениям, вреда окружающей среде или объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайной ситуации;
  • человеческие жертвы либо причинение тяжкого вреда здоровью человеку, вреда средней тяжести двух и более граждан;
  • нанесение ущерба правам и законным интересам граждан, обороне и безопасности страны. 

Лицензирующий орган при осуществлении лицензионного контроля вправе получать необходимую ему информацию, подтверждающую достоверность представленных лицензиатом сведений и документов.

Приостановление, прекращение или аннулирование действия лицензии

Порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования лицензии регламентирует статья 20 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности. 

Лицензируемым органом действие лицензии может быть приостановлено по следующим основаниям: 

  1. лицензиат был привлечен к административной ответственности за неисполнение предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований в установленный срок;
  2. лицензиату было назначено административное наказание в виде приостановления деятельности за грубое нарушение требования лицензионного законодательства. 

Важно! Сведения о приостановлении действия лицензии, также как и последующем возобновлении, вносятся в реестр лицензий. 

Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления контролирующего лицензирующего органа. Прекращение лицензии может быть связано с прекращением вида деятельности лицензиата, если: 

  1. лицензиат предоставил в лицензирующие органы заявление о прекращении деятельности;
  2. физическое лицо прекратило свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическое лицо прекратило свою деятельность;
  3. есть решение суда об аннулировании лицензии. 

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течении 10 дней с момента получения: 

  • заявления лицензиата;
  • сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • выписки решения суда об аннулировании лицензии уже вступившего в законную силу. 

Решение лицензирующего органа оформляется в соответствии с законом и доводится до сведения лицензиата в том же порядке, что и решение о предоставлении лицензии. Действие лицензии прекращается со дня принятия органом соответствующего решения.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи
Сергей Алексеев, Адвокат, автор сайта
Выпускник магистратуры Санкт-Петербургской юридической академии (2012 год). Член Адвокатской палаты города Москвы, с 2018 года – автор публикаций для правового портала pravovedus.ru.
Информация об авторе
Рекомендуем почитать
Комментарии
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Добавить комментарий
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF