Что такое водный налог
В соответствии с законодательством водный налог – это налог, который уплачивается за специальное или особое использование водных объектов России. Как правило, оплачивают данный сбор за пользование недрами земли и водными ресурсами физические лица и организации, деятельность которых требует лицензирования.
Общая характеристика водного налога, порядок его исчисления и оплаты указаны в НК РФ в главе 25.2. Введен данный закон был в 2005 году. Его цель – регулирование и обеспечение рационального использования воды. Установленный сбор должен возмещать расходы, которые связаны с восстановлением и защитой экосистем России.
Данный сбор является федеральным. Кроме того, водный налог относится к прямым налогам, т.е. средства направляются напрямую в государственную казну.
Плательщики и объект налогообложения
Налогоплательщиками водного налога признаются индивидуальные предприниматели, физические лица и организации, использующие водные объекты страны, которые подлежат лицензированию.
Для юридических лиц, физлиц и ИП, которые осуществляют водопользование на основании решения о предоставлении водных ресурсов в пользовании или по договору водопользования, действует освобождение от уплаты данного сбора.
Объектами налогообложения по водному налогу являются виды использования водных ресурсов:
- забор воды из водных объектов;
- использование водных ресурсов для целей гидроэнергетики (без забора воды);
- использование водных ресурсов для сплава древесины в кошелях и плотах;
- использование акватории водных объектов (кроме лесосплава в кошелях и плотах).
Не подлежат налогообложению 15 объектов:
- забор подземных вод, в которых содержатся полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы и термальные воды;
- забор воды из объектов для осуществления санитарных, судоходных и экологических попусков;
- забор воды из объектов, а также использование акватории для рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;
- забор воды из водных объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий;
- использование акватории для плавания на судах (в том числе и на маломерных плавсредствах) и для разовых взлетов или посадок воздушных судов;
- забор воды из объектов морскими судами, судами смешанного и внутреннего плавания (река – море) в целях обеспечения работы технологического оборудования;
- использование для охоты и рыболовства;
- использование акватории для стоянки и размещения плавсредств, а также для размещения коммуникаций, сооружений, зданий, установок и оборудования в целях осуществления деятельности по охране вод и водных биологических ресурсов, а также по защите окружающей среды от вредного воздействия вод;
- использование акватории для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, в том числе и геодезических, гидрографических, топографических и поисково-съемочных работ;
- использование акватории для строительства и размещения гидротехнических сооружений мелиоративного, гидроэнергетического, воднотранспортного, рыбхозяйственного, водопроводного и канализационного назначения;
- забор из подземных вод коллекторно-дренажных и шахтно-рудничных вод;
- использование акватории в целях организации отдыха (исключительно для организаций, которые содержат и обслуживают ветеранов, детей и инвалидов);
- заборы водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных земель, полива садоводческих, дачных и огороднических земельных участков, а также для обслуживания и водопоя птицы и скота, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
- использование водных ресурсов для осуществления дноуглубительных и других работ, которые связаны с эксплуатацией гидротехнических сооружений и судоходных водных путей;
- пользование водными объектами для обеспечения безопасности государства и для нужд обороны страны.
Стоит отметить, что по каждому виду водопользования налоговая база определяется в отношении каждого водного объекта:
- при заборе воды: как объем воды, который был забран за налоговый период;
- при использовании акватории (кроме лесосплава в кошелях и плотах): как площадь предоставленного водного пространства;
- при использовании ресурсов без забора воды для гидроэнергетики: как количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
- при использовании объектов для лесосплава в плотах и кошелях: как произведение объема древесины, которая сплавлялась за налоговый период (в тысячах метров кубических) и расстояния сплава (в километрах), разделенного на 100.
Также в соответствии с изменениями в Федеральном законе «О скважинах в частном доме» с 2020 года был введен налог на артезианскую скважину для воды. Теперь даже если скважина глубиной свыше 100 метров расположена на территории частного участка, а вода используется только для личных нужд, ее все равно нужно лицензировать.
Налог на колодцы в частном доме и на скважины глубиной до 100 метров платить по-прежнему не нужно, при условии, что вода не используется в коммерческих целях.
Налоговые ставки
Установлены ставки статьей 333.12 Налогового кодекса РФ. Стоимость 1 м3 зависит от объекта налогообложения, экономического района, в котором использовались водные ресурсы, а также от вида водного объекта (море, озеро или река).
Коэффициент, применяемый вместе с основной ставкой для расчета налога, составляет:
- в 2021 – 2,66;
- в 2022 – 3,06;
- в 2023 – 3,52;
- в 2024 – 4,05;
- в 2025 – 4,65;
С 2026 года он будет рассчитываться, исходя из коэффициента, который применялся в предшествующем году. Его будут умножать на коэффициент, который будет учитывать фактические изменения потребительских цен на товары и услуги в стране, определяемые федеральным органом исполнительной власти для второго по прядку года, который предшествует году налогового периода.
В случае превышения установленных квартальных лимитов водопользования, налоговая ставка применяется в пятикратном размере с учетом коэффициентов.
Ставка водного налога в 2021 году для населения составляет 186 рублей за 1 000 м3.
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления водного налога достаточно простой. Рассчитать налог можно следующим образом: налоговая база умножается на налоговую ставку, а полученная сумма умножается на установленный в законодательстве коэффициент и разделить на 1000. Для каждого объекта налогообложения сумма налога рассчитывается отдельно. После этого полученные результаты суммируются. Например, при заборе 200 000 м3 поверхностных вод из реки Волга в Центральном экономическом районе. Коэффициент в 2021 году составляет 2,66. Налог рассчитывается следующим образом: 200 000*288 рублей*2,66/1 000 = 153 216 рублей.
Обратите внимание, расчет водного налога осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Уплата налога и представления отчётности
Порядок и сроки уплаты водного налога следующие: уплатить сбор необходимо до 20 числа месяца, который следует за окончанием налогового периода. Сумма водного налога рассчитывается за квартал. Оплата осуществляется по месту расположения объекта налогообложения.
Сдают декларацию по водному налогу также по местонахождению объекта налогообложения. Исключения составляют иностранные граждане и крупнейшие налогоплательщики:
- иностранцы – по месту получения лицензии;
- крупнейшие налогоплательщики – по месту постановки на учет как крупнейших налогоплательщиков.
Срок сдачи декларации такой же, как и срок уплаты налога.
Есть ли льготы
Законодательством не предусматриваются льготы в рамках данного сбора. Все физические лица, ИП, организации и предприятия, которые используют водные ресурсы РФ, платят водный налог в полном объеме.
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за неуплату водного налога предусмотрена статьями 119 «Непредставление налоговой декларации» и 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» НК РФ.
За непредставление декларации в установленный срок грозит штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный и/или неполный месяц просрочки. При этом сумма штрафа не может быть менее 1 000 рублей и более 30%.
В случае грубого нарушения правил учета доходов и расходов объекта налогообложения в течение одного налогового периода будет взыскан штраф 2 000 рублей (при условии, что отсутствуют другие налоговые правонарушения). Если же неправильно учтены налоги более чем за один налоговый период, размер штрафа составит 30 000 рублей. В случае когда нарушения повлекли занижение налоговой базы, грозит штраф 20% от суммы неуплаченного налога (не менее 40 000 рублей).
Грубыми нарушениями считаются:
- отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, счетов-фактур, налогового учета;
- систематическое (более 1 раза в течение календарного года) неправильное или несвоевременное отражение денежных средств, операций, финансовых вложений, материальных ценностей, нематериальных активов на счетах бухучета, в отчетности хозяйственных операций и/или в регистрах налогового учета.