Объект налогообложения
Согласно ч. 1 ст. 358 НК РФ, в число объектов налогообложения (ч. 1 ст. 358 НК РФ) входят автомобили, мототехника, автобусы, другие машины и механизмы, воздушные и водные ТС, которые были зарегистрированы в соответствии с российским законодательством.
Не нужно платить налоги на автомобили и другие ТС для юридических лиц на:
- промысловые речные и морские суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, если основной вид деятельности их владельца – пассажирские и/или грузовые перевозки;
- тракторы, комбайны и другие ТС, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используются при производстве сельхозпродукции
и другие категории ТС, перечисленные в ч. 2 ст. 358 НК РФ.
Кроме того, региональными законами устанавливаются льготы по транспортному налогу, в том числе освобождение от него, поэтому данный перечень может быть расширен. Так, по ст. 5-2 закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» не нужно уплачивать транспортный налог на ТС, работающие на природном газе (льгота действует до 1 января 2024 года).
КБК для юридических лиц
При уплате налога в составе реквизитов платежа организация должна указывать код бюджетной классификации (КБК). Транспортный налог в 2026 году юридические лица должны платить на следующие КБК:
- 182 1 06 04011 02 1000 110 (платёж, перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
- 182 1 06 04011 02 2100 110 (пени);
- 182 1 06 04011 02 2200 110 (проценты);
- 182 1 06 04011 02 3000 110 (штрафы).
Ставка транспортного налога для юридических лиц
Согласно ч. 1 ст. 361 НК РФ транспортный налог должен платиться юридическими лицами по ставкам, которые устанавливаются региональными законами в рублях в расчёте на:
- 1 лошадиную силу (л.с.) мощности двигателя ТС;
- 1 кг силы тяги реактивного двигателя;
- 1 регистровую тонну;
- единицу валовой вместимости ТС;
- единицу ТС.
Базовые налоговые ставки установлены ч. 1 ст. 361 НК РФ, а региональным властям предоставлено право увеличивать или уменьшать их, но не более, чем в 10 раз (ч. 2 ст. 361). Указанное ограничение не распространяется на легковые автомобили с мощностью двигателя до 150 л.с. Размеры ставок одинаковы для физических и юридических лиц, а также ИП, в том числе на УСН.
Проиллюстрируем на примере Рязанской области, как законодатели этого региона воспользовались данным им правом устанавливать ставки транспортного налога для юридических лиц по некоторым видов ТС (см. таблицу).
|
Объект налогообложения |
Ставки по НК РФ (ст. 361), руб |
Ставки по закону Рязанской области от 22.112002 № 76-ОЗ, руб |
|
Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. |
2,5 |
10 |
|
Легковые автомобили с мощностью двигателя более 250 л.с. |
15 |
150 |
|
Автобусы с мощностью двигателя до 200 л.с. |
5 |
30 |
|
Автобусы с мощностью двигателя более 200 л.с. |
10 |
60 |
|
Грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. |
2,5 |
23 |
|
Грузовые автомобили с мощностью двигателя более 250 л.с. |
8,5 |
85 |
|
Водные ТС с мощностью двигателя до 100 л.с. |
10 |
70 |
|
Водные ТС с мощностью двигателя более 100 л.с. |
20 |
200 |
|
Самолёты с реактивными двигателями (за каждый кг силы тяги) |
20 |
102 |
Таким образом, власти Рязанской области воспользовались предоставленным им правом и установили ставки транспортного налога, превышающие базовые в 4-10 раз. Такая практика типична и для других субъектов РФ.
Как рассчитать транспортный налог для юридических лиц
Порядок исчисления транспортного налога для юридических лиц регламентируется ст. 363 НК РФ. В отличие от физлиц, у которых нет необходимости рассчитывать размер транспортного налога самостоятельность, на организации такая обязанность возложена. Расчет транспортного налога для юридических лиц в 2026 году производится для каждого ТС путём отнесения его к соответствующей категории и умножения значения ставки на величину налоговой базы.
Еще одно отличие порядка исчисления налога для физ- и юрлиц заключается в том, что размер налога для юрлиц определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Физлица оплачивают транспортный налог единовременным платежом.
При расчёте налога для легковых автомобилей применяются повышающие коэффициент Кп (ч. 2 ст. 362 НК РФ):
- 1,1 при стоимости машины от 3 млн до 5 млн руб и возрасте до 3 лет;
- 2,0 при стоимости машины от 5 млн до 10 млн руб и возрасте до 5 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 10 млн до 15 млн руб и возрасте до 10 лет;
- 3,0 при стоимости машины от 15 млн руб и возрасте до 20 лет.
В общем случае формула расчета транспортного налога для одного ТС выглядит следующим образом:
Сн = Нс х Нб х Кв х Кп – Нл – Ап, где
- Сн – сумма налога к уплате;
- Нс – налоговая ставка;
- Нб – налоговая база, выраженная в л.с. или других единицах измерения;
- Кв – коэффициент владения (рассчитывается по числу месяцев, в течение которых ТС находилось во владении юрлица в налоговом периоде);
- Кп – повышающий коэффициент;
- Нл – размер налоговых льгот;
- Ап – сумма авансовых платежей.
Чтобы узнать величину налоговых ставок и льгот, нужно обратиться к региональному закону о транспортном налоге. Есть и другой вариант – воспользоваться сервисом ФНС для расчёта суммы налога с помощью онлайн-калькулятора. Посмотреть информацию о ставках и льготах для конкретного региона можно в справочном разделе на сайте налоговой.
Порядок и сроки уплаты налога
Порядок и сроки уплаты транспортного налога юрлицами установлен ст. 363 НК РФ:
- налог и авансовые платежи уплачиваются по месту нахождения ТС;
- в течение налогового периода юрлицо уплачивает авансовые платежи, если региональным законом не предусмотрено иное;
- авансовые платежи уплачиваются до последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (первый, второй и третий кварталы года).
- платить транспортный налог юридическим лицам нужно до 1 марта года, следующего за налоговым периодом.
Заполнять платежку нужно аккуратно, не допуская ошибок, в противном случае деньги могут не дойти до получателя. В этом случае срок платежа транспортного налога для юридических лиц будет нарушен, что, в свою очередь, чревато для плательщика неприятностями.
Ранее юрлица подавали в налоговую службу налоговые декларации по транспортному налогу, но с 2021 года эта обязанность была отменена. Уточнённые декларации за 2019 год и ранее представляются по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.