Как открыть ООО самостоятельно
Открывать ООО можно как самостоятельно, так и с помощью юриста. В целом, регистрация фирмы, предприятия или компании – не сложный процесс. Разобраться в нем без помощи специалиста достаточно легко. Все что требуется – собрать нужный пакет документов и дождаться решения налоговой. При этом чтобы создать свою компанию с нуля в России, необходимо знать много нюансов в законодательстве. Так, если предоставить в налоговую неправильно составленные бумаги (даже если в них будет мелкие помарки), есть высокая вероятность получить отказ. А это потеря времени, сил и средств.
Мы все-таки рекомендуем обратиться за помощью к квалифицированному специалисту перед регистрацией юридического лица. Он поможет создать устав ООО и подготовить остальные учредительные документы.
Порядок регистрации ООО
Для открытия ООО нужно тщательно подготовиться. Процедура хоть и не сложная, но требует максимальной собранности. Чтобы собрать все необходимые документы, следуйте пошаговой инструкции для оформления ООО:
- Выбрать название организации.
- Выбрать юридический адрес компании.
- Подобрать коды видов деятельности ООО.
- Составить учредительные документы.
- Выбрать систему налогообложения.
- Оплатить государственную пошлину.
- Подать документы для регистрации юрлица.
- Получить готовые документы в налоговой.
Ниже мы подробно описали этапы регистрации предприятий и организаций.
Название фирмы и ее юридический адрес
Прежде чем зарегистрировать ООО, необходимо определиться с его названием. При регистрации компании указывается ее полное наименование. Также, в документах необходимо указать сокращенное название и на иностранном языке, если они есть. В целом, законом разрешено иметь до 6 наименований.
Все названия должны быть написаны русскими буквами, даже если в них используются иностранные слова.
При выборе названия компании необходимо учитывать, что законом запрещено использовать в наименовании:
- слова, противоречащие нормам морали, нецензурные слова;
- слово Россия и производные от него, а также названия иностранных государств;
- наименования органов управления;
- названия общественных организаций;
- иностранные заимствования;
- слово Олимпиада, а также производные от него.
После этого необходимо осуществить регистрацию юридического адреса. Под юридическим адресом понимается местонахождение организации. По указанному адресу будут отправляться официальные запросы, уведомления и т.д. Его обязательно необходимо подтвердить договором аренды или документами, подтверждающими право собственности. Также возможна регистрация ООО по месту регистрации учредители, если деятельность компании не предусматривает наличие отдельного офиса.
Обратите внимание, налоговая инспекция может в любой момент прийти и проверить, осуществляется ли по указанному адресу деятельность ООО. Если фирма не будет обнаружена, есть вероятность, что ее исключат из государственного реестра.
Вид деятельности
Еще один важный шаг при создании юридического лица – правильно подобрать код вида деятельности. Если он будет выбран неправильно, разрешение на открытие ООО не дадут.
Подбираются коды из справочника ОКВЭД, в котором каждому виду деятельности присвоено цифровое обозначение. В справочнике дается подробное описание, что в себя включает тот или иной вид деятельности, поэтому информацию необходимо тщательно изучить.
В процессе регистрации можно выбрать несколько кодов, но при этом один из них обязательно должен быть основным. Именно по нему будут устанавливаться ставки взносов.
Обратите внимание, что в документах необходимо указывать код с четырьмя знаками и более. Это позволяет выбрать более конкретный вид деятельности.
При необходимости код можно впоследствии сменить.
Подготовка документов для регистрации ООО
Перед подачей заявления необходимо тщательно подготовить документы, необходимые для регистрации юридического лица. Они не должны содержать ошибок или опечаток, иначе в открытии ООО могут отказать.
В комплект документов для регистрации ООО входят:
- заявление на регистрацию компании;
- решение о создании фирмы (для регистрации ООО с одним учредителем);
- протокол собрания учредителей (если в компании несколько учредителей);
- договор об учреждении фирмы (для случаев, когда учредителей 2 и более);
- устав организации;
- документы, подтверждающие нахождение компании по указанному юридическому адресу;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
В случае если данный перечень документов подается не владельцем компании, необходимо оформить нотариально заверенную доверенность на представителя.
Перечисленный список учредительных документов, кроме устава, должен быть подписан всеми владельцами ООО. Также документы необходимо пронумеровать во избежание путаницы в налоговой. Кроме того, иногда ФНС требует прошить документы, состоящие более чем из 1 листа.
Обратите внимание, что заполнять заявление на регистрацию ООО необходимо по форме P11001.
Выбор системы налогообложения
Выбрать систему налогообложения желательно до регистрации юридического лица в налоговой инспекции. Всего для ООО доступно 3 системы:
- ОСН;
- УСН;
- ЕСХН.
Общая система налогообложения по умолчанию применяется при регистрации компании. Она подразумевает уплату трех основных налогов: НДС, на имущество и на прибыль. Как правило, ее используют крупные компании.
УСН или упрощенная система налогообложения подойдет для малого и среднего бизнеса. При ее применении уплачивать придется 6% с доходов или 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов в зависимости от выбора учредителя.
Единый сельскохозяйственный налог применяется только для компаний, работающих в сфере сельского хозяйства.
Обратите внимание, что в некоторых налоговых органах можно подать заявление для перехода на УСН в момент регистрации юрлица, но иногда сначала нужно регистрировать ООО в ФНС, а уже после обращаться для перехода в другую систему налогообложения. Сделать это необходимо в течение 30 дней после регистрации. В противном случае придется платить налоги по ОСН до 31 декабря текущего года.
Передача документов на регистрацию
Подача документов на регистрацию ООО осуществляется по месту нахождения фирмы, а не по месту жительства владельца. Учредитель должен обратиться в налоговую службу в том городе, в котором находится юридический адрес компании.
Обратите внимание, что обращаться необходимо не просто в налоговую инспекцию, а в регистрирующий орган.
В соответствии с порядком государственной регистрации предприятия после принятия документов сотрудник ФНС должен предоставить расписку, в которой отмечено, какие именно бумаги были приняты на рассмотрение. Кроме того, если сразу же подается и заявление на переход на УСН, налоговая отдает второй экземпляр уведомления с соответствующими пометками учредителю.
Во время визита в ФНС учредители должны иметь при себе паспорта.
Где можно зарегистрировать ООО
Государственная регистрация ООО может осуществляться следующими способами:
- при личном визите в отделение ФНС по месту нахождения компании;
- онлайн-регистрация на сайте налоговой nalog.ru (здесь же можно и ликвидировать ООО);
- на портале Госуслуги;
- через МФЦ;
- отправив документы по почте в регистрационное отделение ФНС.
Чтобы зарегистрировать ООО на Госуслугах у учредителя должна быть подтвержденная учетная запись на портале. Также для регистрации нового ООО онлайн через Госуслуги или на сайте налоговой необходимо иметь ЭЦП (электронно-цифровую подпись).
Стоит учитывать, что регистрация юрлиц доступна не во всех офисах МФЦ. Перед посещением отделения необходимо уточнять данную информацию. При регистрации бизнеса по почте, заявление должно быть нотариально заверено.
Сроки и стоимость
Цена на регистрацию ООО составляет 4 000 рублей. Именно такой размер госпошлины в 2025 году. При этом если регистрировать фирму через МФЦ или онлайн на сайте налоговой, государственную пошлину платить не надо.
Оплатить госпошлину можно:
- на сайте ФНС;
- в банкоматах;
- в кассах банков.
Оформляется организация в течение 3 рабочих дней. При этом, даже если воспользоваться услугами организаций по регистрации юридического лица, сократить длительность рассмотрения документов не получится. Именно поэтому такого понятия как срочная регистрация не существует.
Обратите внимание, теперь вместо свидетельства о государственной регистрации ООО выдается ЕГРЮЛ. Он является таким же документом, подтверждающим регистрацию юридического лица. Получить его можно только в электронном виде на e-mail.
Стоимость и сроки регистрации фирмы под ключ значительно отличаются. Цена услуги будет в два, а то и в три раза выше, чем стоимость госпошлины, при этом на подготовку всех бумаг может уйти от нескольких недель до нескольких месяцев.
Действия после регистрации ООО
После регистрации нового ООО учредителю необходимо:
- открыть банковский счет;
- внести уставный капитал (сделать это необходимо в течение 4 месяцев с момента регистрации, минимальная сумма уставного капитала – 10 тыс. рублей);
- заключить трудовые договора с сотрудниками (в том числе и подписать приказ о вступление в должность руководителя);
- встать на учет в государственных учреждениях (ФСС, ПФР, Роспотребнадзор);
- получить лицензию (если этого требует вид деятельности);
- изготовить фирменную печать;
- подать информацию о среднесписочной численности сотрудников ООО (до 20 числа месяца, который следует за месяцем, в котором была осуществлена регистрация фирмы);
- установить кассовый аппарат (если это необходимо).
Причины отказа в регистрации
Отказать в регистрации компании могут в следующих случаях:
- если в заявлении есть ошибки;
- подано заявление старого образца (с 25.11.2020 действует новая форма P11001);
- отсутствуют нужные документы;
- неправильно оформленная квитанция о госпошлине (например, указаны реквизиты не того ФНС, в которое подается заявление);
- название фирмы не соответствует требованиям, указанным в законодательстве;
- нарушены правила регистрации ООО (например, уставные документы подписаны не учредителем, а третьим лицом);
- есть проблемы с юридическим адресом (например, здание непригодно для деятельности юрлица);
- учредитель (руководитель) ООО дискредитирован или не имеет права владеть бизнесом;
- вид деятельности компании запрещен законом.
В случае отказа необходимо исправить все недочеты и подать документы повторно. Чтобы избежать отклонения заявления, рекомендуем воспользоваться квалифицированной помощью в создании ООО. Профессиональный юрист учтет все нюансы и составит документы без малейших помарок.
При повторной подаче документов в течение 3 месяцев после отказа, оплачивать государственную пошлину второй раз не нужно.
Если отказ был необоснованным или неправомерным, можно обжаловать решение ФНС. Сделать это можно в течение трех месяцев. Сначала необходимо подать жалобу руководителю отделения, в которое подавались документы. Если это не помогло, стоит обратиться в вышестоящую налоговую службу. Также обжаловать решение ФНС можно через суд.