Закон РФ о средствах массовой информации

Информация достоверна
Федеральный закон РФ о средствах массовой информации провозглашает СМИ свободу. В документе указано, что деятельность компаний не подлежит ограничению. Также акт формирует основные понятия в данной сфере и порядок распространения сведений. Рассмотрим основные понятия и изменения закона о СМИ в данной статье более подробно.
Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи
Сергей Алексеев
Адвокат, автор сайта
Комментарий эксперта
Закон РФ о средствах массовой информации

Основной нормативно-правовой акт о СМИ регулирует отношения между участниками в данной сфере на территории Российской Федерации, а также отношения между СМИ и государством, обществом, между редакцией и автором, между издателем, учредителем и редакцией, между СМИ и гражданином РФ, и другое. Закон устанавливает запрет цензуры и создание определенных юридических возможностей для учреждения и регистрации газет, журналов, радио- и телепередач, не зависящих от государства и политических партий. 

Так, согласно закону ограничению не могут подлежать: 

  • получение, поиск и распространение массовой информации;
  • владение, распоряжение и пользование средствами массовой информации;
  • изготовление, приобретение и эксплуатации технического оборудования, материалов и сырья, необходимых для производства и распространения массовой информации.

Структура закона о СМИ

Законодательный акт включает в себя 7 глав и 62 статьи: 

Глава 1 документа статьями 1-6.1 раскрывает основные понятия СМИ, устанавливает запрет на цензуру и упоминает о запрете злоупотребления массовой информации. Так, в соответствии со статьей 4 закона не допускается использование СМИ в целях уголовно наказуемого деяния, при разглашении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих нецензурную брань, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости или содержащих публичный призыв к осуществлению террористической деятельности, равно, как и оправдывающих терроризм материалов. 

Закон запрещает использование в теле-, радио-, видеопрограммах, художественных и документальных фильмах, а также в информационных файлах и компьютерных программах текстов, скрытых вставок и других приемов и способов распространения информации, которая оказывает воздействие на подсознание людей и/или оказывает вредное влияние на их здоровье. Кроме того, законодательный документ устанавливает запрет на распространение в СМИ сведений о способах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ, равно, как и информации, содержащей инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств. 

В СМИ запрещено распространять сведения о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, включая их фото-видеоизображения, фамилии, имени и отчества его и его родителей или иных законных представителей. Распространение информации, содержащей предложение о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и иной спиртосодержащей продукции, также подлежит запрету. 

Глава 2  Закона статьями 7-24 собрала в себе сведения о статусе и правах учредителя, а также регистрации СМИ. 

Так, статья 7 Закона устанавливает, что учредителем СМИ может быть, как гражданин, так и организация, государственный орган, а также орган местного самоуправления. При этом учредителем не может выступать: 

  1. гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;
  2. организация, предприятие, объединение, деятельность которых запрещена по закону;
  3. гражданин другой страны либо лицо без гражданства, которое не проживает на территории РФ постоянно. 

Правила регистрации СМИ и освобождения от регистрации регламентируются статьями 8-12 Закона. Например, законодательный документ формулирует правила в отношении заявления для регистрации СМИ, в нем должно быть указано: 

  1. сведения об учредителе (соучредителях);
  2. наименование (название) средства массовой информации;
  3. язык (языки);
  4. адрес редакции и предполагаемая территория распространения продукции;
  5. форма периодического распространения массовой информации;
  6. примерная тематика и (или) специализация;
  7. предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
  8. источники финансирования;
  9. сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
  10. доменное имя сайта в сети "Интернет" для сетевого издания;
  11. информация об оплате государственной пошлины. 

К заявлению обязательно прилагаются документы, удостоверяющие уплату госпошлины и документы, подтверждающие соблюдения положения статьи 19.1 обсуждаемого Закона. 

Статья 19.1 Закона о средствах массовой информации заслуживает особого внимания, поскольку она устанавливает ограничения, связанные с учреждением СМИ, организации, осуществляющей вещание. Так, нормы статьи устанавливают, что иностранное лицо или лицо без гражданства не может являться учредителем или редакцией СМИ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Равно к этому, указанные лица не вправе устанавливать контроль за деятельностью СМИ, принадлежащие данным лицам голоса не учитываются при определении кворума общего собрания участников (членов, акционеров) и при подсчете голосов. При этом любые сделки, которые приводят к нарушению требований настоящей статьи, ничтожны. 

Глава 2.1 Статьями 24.1-24.2 содержит исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач). 

Глава 3  В статьях 25-37 содержатся сведения о правилах распространения в СМИ, порядке регистрации и получения лицензии на вещание. Статья 25 устанавливает, что воспрепятствования осуществления на законных основаниях продукции СМИ со стороны граждан, должностных лиц, организаций и государственных органов не допускается. 

Если за распространение СМИ взимается плата, такое распространение считается коммерческим. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно». 

Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Изменения операторами связи телеканалов, радиоканалов, радио-, телепрограмм, звуковых, текстовых сообщений и материалов, транслируемых в эксплуатируемых операторами связи сетях не допускается, за исключением случаев предварительного согласования таких изменений. 

Статьи 31-31.9 регламентируют порядок лицензирования деятельности в сфере СМИ, а статья 32.1 фиксирует обязательные общедоступные телеканалы и/или радиоканалы, к которым относятся: 

  • общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых утверждает Президент РФ для сохранения и обеспечения единого информационного пространства РФ, из телевизионных это: 
  1. Первый канал;
  2. «Россия»;
  3. «Матч ТВ»;
  4. НТВ;
  5. 5 канал и другие; 

Радиоканалы: 

  1. Вести ФМ;
  2. Маяк;
  3. Радио России; 
  • телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ;
  • обязательные общедоступные телеканалы субъектов Российской Федерации. 

Важно! Вещатель общероссийского обязательного общедоступного телеканала или радиоканала обязан обеспечить его распространение на территории проживания населения Российской Федерации. 

О том, что редакция обязана публиковать бесплатно и в сроки, предписанные законом, указано в статье 35 Закона. К таким публикациям относятся: 

  • решения суда, вступившие в законную силу и содержащие требования о публикации таких решений через данное СМИ;
  • сообщения, касающиеся деятельности редакции и поступившие от органа, зарегистрировавшего эту редакцию. 

Важно! Распространение рекламы в СМИ осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ о рекламе. 

Глава 4 статьями 38-46 регламентирует отношения между СМИ и гражданами, организациями, устанавливая права запроса и получения информации, а также случаи отказа или отсрочки предоставления такой информации. Кроме того, статьи устанавливают порядок и право на опровержение материала в СМИ, право на ответ. 

Право на получение информации содержится в статье 38, где сказано, что каждый гражданин вправе получить оперативное и достоверное сведение о деятельности государственных органов, общественных организаций и их должностных лиц через СМИ. 

Статья 40 устанавливает возможность отказа в предоставлении запрашиваемой информации, в случае, если эта информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. В течении 3-х дней редакция должна предоставить соответствующее уведомление с указанием: 

  1. причины отказа;
  2. должностного лица, отказавшегося предоставить информацию;
  3. даты принятия решения об отказе. 

Отсрочка предоставления информация возможна в том случае, если требуемые сведения не могут быть предоставлены в семидневный срок. В этом случае также предоставляется уведомление, где помимо причины, даты принятия решения и информации о должностном лице, также указывается дата, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. 

Согласно нормам статьи 41 Закона, редакция не вправе разглашать в сообщениях и материалах информацию, предоставленную гражданином, с условием сохранения их в тайне. Кроме того, редакция обязана сохранить в тайне источник информации, за исключением случаев, когда требование о раскрытии источника информации поступило от суда в связи с его производственным делом. 

Статья 43 устанавливает право для граждан и организаций на требования к СМИ опровергнуть распространенную информацию, не соответствующую действительности и порочащую их честь и достоинство. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. В случае, если редакция СМИ не имеет доказательств, что распространенные ими сведения соответствуют действительности, они обязаны их опровергнуть в том же СМИ в сжатые сроки. Порядок опровержения таких сведений устанавливает статья 44 Закона. 

В опровержении обязательно указывается, какие сведения не соответствуют действительности, а также, когда и как они были распространены. Объем опровержения не должен быть более, чем вдвое больше объема, опровергаемого фрагмента распространенного сообщения. Опровержение должно последовать: 

  1. в СМИ, выходящих в эфир не реже одного раза в неделю – в течении 10 дней с момента получения требования об опровержении;
  2. в иных СМИ – в подготавливаемом или планируемом выпуске. 


Важно! В течении 1 месяца со дня получения требования об опровержении редакция обязана уведомить заинтересованных лиц о предполагаемых сроках распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований. 

Основания для отказа в опровержении зафиксированы в статье 45 Закона. Так, в опровержении должно быть отказано если: 

  1. это является злоупотреблением свободой СМИ;
  2. это противоречит вступившему в законную силу решению суда;
  3. требование об опровержении является анонимным. 

Кроме того, редакция может отказать в опровержении, если: 

  • сведения, подлежащие опровержению уже опровергнуты в данном СМИ;
  • требования об опровержении поступили в редакцию СМИ по истечении 1 года со дня распространения опровергаемых сведений. 

Глава 5 статьями 47-52 устанавливает права и обязанности журналиста, порядок аккредитации, указаны недопустимые злоупотребления правами журналиста, а также правила использования скрытой записи. 

Права журналистов зафиксированы в статье 47 Закона, в числе которых: 

  1. искать, получать, запрашивать и распространять информацию;
  2. посещать государственные органы, учреждения, органы общественных объединений и их пресс-службы;
  3. быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
  4. получать доступ к сведениям, за исключениям сведений, содержащим государственную или иную тайну;
  5. копировать, публиковать, или иным способом воспроизводить материалы с соблюдением требований закона;
  6. посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и демонстраций;
  7. излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах;
  8. проверять достоверность сообщаемой информации;
  9. распространять подготовленные им сообщения под своей подписью, под псевдонимом или без подписи и другое. 

Помимо прав, Закон о СМИ в рамках статьи 49 устанавливает для журналистов определенные обязанности: 

  • соблюдать Устав редакции;
  • проверять достоверность информации, подлежащей распространению;
  • удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник;
  • сохранять конфиденциальность информации и ее источника;
  • отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
  • соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации;
  • уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций и другое. 

Статья 50 Закона устанавливает возможность распространения информации, подготовленной при использовании скрытой видео- и аудиозаписи: 

  1. если это не нарушает права и свободы человека и гражданина;
  2. если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты специальные меры против идентификации посторонних лиц;
  3. если распространение записи производится по решению суда.

Глава 6 Закона о СМИ статьями 53-55 регламентирует допуск к материалам зарубежных СМИ, положение зарубежных корреспондентов. Так, в соответствии со статьей 54 гражданам РФ гарантируется беспрепятственный допуск к сообщениям и материалам зарубежных СМИ. А ограничение приема программ допускается только в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными РФ. 

Представители зарубежных СМИ в РФ создаются с разрешения МИД РФ, если иное не предусмотрено межгосударственными договорами, заключенными с РФ – статья 55 Закона о СМИ. 

Глава 7 статьями 56-62 раскрывает порядок ответственности за нарушения законодательства о СМИ и возмещения морального вреда, а также случаи освобождения от этой ответственности. 

В соответствии со статьей 58 Закона о СМИ установлена ответственность за ущемления свободы массовой информации посредством: 

  • установления цензуры;
  • незаконного прекращения или приостановления деятельности СМИ;
  • вмешательства в деятельность СМИ и нарушения профессиональной самостоятельности СМИ;
  • незаконного изъятия/уничтожения тиража или его части;
  • нарушения прав редакции СМИ на запрос или получения информации;
  • принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения определенной информации и другое. 

Важно! Обнаружение органов, учреждений или должностных лиц, в задачи которых входит осуществление цензуры СМИ, влечет немедленное прекращение их финансирования и ликвидацию в порядке, предусмотренном российским законодательством. 

Статья 59 устанавливает ответственность за злоупотребление свободой СМИ. Так, такое злоупотребление, выразившееся в нарушении требований статьи 4 Закона, влечет административную, дисциплинарную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. При этом, злоупотребление правами журналиста, выразившихся в рамках нарушения требований статей 50-51 Закона, также влечет административную, дисциплинарную, уголовную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством. 

Ответственность за иные нарушения законодательства о СМИ регламентирует статья 60 Закона. Так, уголовная, административная, дисциплинарная или иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена за нарушения законодательства РФ выразившихся: 

  • в учреждении СМИ через подставное лицо, получении свидетельства о регистрации или лицензии на вещание обманным путем;
  • в незаконном изготовлении продукции СМИ без его регистрации либо после решения о приостановлении или прекращении его деятельности;
  • в нарушении установленных законами РФ о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации;
  • в нарушении правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ и другое. 

В соответствии со статьей 62 Закона о СМИ моральный (неимущественный) вред, который был причинен гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих его честь и достоинство, либо причинивших ему иной вред неимущественного характера, возмещается по решению суда СМИ, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.
 

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи
Сергей Алексеев, Адвокат, автор сайта
Выпускник магистратуры Санкт-Петербургской юридической академии (2012 год). Член Адвокатской палаты города Москвы, с 2018 года – автор публикаций для правового портала pravovedus.ru.
Информация об авторе
Рекомендуем почитать
Комментарии
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Добавить комментарий
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF