Закон о военном положении

Закон о военном положении
Каждое государство в мире может столкнуться с такими внешними и внутренними вызовами, которые потребуют от руководства страны принятия чрезвычайных и экстренных мер. Одной из наиболее распространенных мер является введение в стране военного положения. В России по данному вопросу принят специальный конституционный закон от 30.01.2002 года №1-ФКЗ «О военном положении» (далее – Закон). Также здесь можно скачать актуальную редакцию Закона о военном положении.

Рассматриваемый закон состоит из 23 статей, размещенных в пяти главах.

Военное положение: понятие, условия введения

Сначала нужно разобраться, что же такое военное положение? Согласно ст. 1 Закона военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение, как следует из определения, вводится только при военной агрессии против нашей страны или при возникновении непосредственной угрозы такой агрессии.

Военное положение может ввести только Президент России, который издает специальный указ на этот счет. Военное положение может быть введено как на территории всей страны, так и в отдельных районах. После введения военного положения может быть объявлена всеобщая или частичная мобилизация. Согласно ст. 1 Закона последствиями введения военного положения могут являться:

  1. ограничение тех или иных прав граждан;
  2. ограничения в деятельности организаций;
  3. возложение дополнительных обязанностей на граждан.

Статья 3 Закона перечисляет случаи, когда действия другого государства образуют акт агрессии против России:

  • вторжение или нападение войск иностранного государства на территорию России;
  • аннексия части территории России с применением вооруженных сил;
  • бомбардировка территории России или применение другого оружия;
  • блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства;
  • нападение вооруженных сил иностранного государства на вооруженные силы России в независимости от места их дислокации;
  • действия иностранного государства, позволяющие использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против России;
  • засылка иностранным государством вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России.

Указ Президента России о введении военного положения незамедлительно публикуется и объявляется во всем СМИ. Этот указ должен быть утвержден Советом Федерации в кратчайшие сроки, в противном случае военное положение не вводится.

Военное положение: последствия введения

Очень важно представлять себе, в чем конкретно будет выражаться введение военного положения для конкретного человека или территории. Закон разделяет меры военного положения для территории, на которых введено военное положение, и для остальных частей страны. Так, в местностях, в которых было введено военное положение могут быть применены следующие меры:

  1. усиливается охрана общественного порядка, военных, важных государственных и специальных объектов, а также других предусмотренных законодательством важных объектов;
  2. вводится особый режим работы объектов транспорта, коммуникаций, связи, энергетики и т.д.;
  3. эвакуация хозяйственных, социальных и культурных объектов, переселение местных жителей в безопасные районы;
  4. установление особого режима въезда и выезда на соответствующей территории, а также ограничение свободы передвижения по территории;
  5. приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность России;
  6. привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны и других необходимых работ;
  7. изъятие для нужд обороны имущества у граждан и организаций;
  8. запрет или ограничение на выбор места пребывания или места жительства;
  9. введение запрета или ограничений на проведение массовых мероприятий;
  10.  запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  11.   ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  12.  запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток;
  13.  предоставление органам государственной власти права осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а также задержание граждан и транспортных средств;
  14.  запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков;
  15.  у граждан может производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
  16.  установление контроля за работой объектов транспорта, коммуникаций, связи, типографий, вычислительных центров, средств массовой информации, а также их использование для нужд обороны;
  17.   запрещается работа индивидуальных приемопередающих радиостанций;
  18.   введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
  19.   изоляция граждан иностранного государства, которое воюет с Россией;
  20.   запрет или ограничение выезда граждан за границу;
  21.   усиление режима секретности в органах государственной власти;
  22.  прекращение деятельности на территории России отдельных иностранных и международных организаций;
  23.   запрет на проведение выборов и референдумов.

В соответствии со ст. 8 Закона на территориях, на которых не было введено военное положение могут быть приняты следующие меры:

  • временные ограничения на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
  • изменение форм собственности организаций;
  • изменения в режиме трудовой деятельности и т.д.

Реализация указанных выше мер осуществляется Вооруженными силами РФ и другими воинскими формированиями России.

Также в Законе подробно определяются полномочия Президента России, палат Федерального собрания России, Правительства России, федеральных и региональных органов исполнительной власти, судов, органов прокуратуры и Следственного комитета РФ во время действия военного положения.

В соответствии со ст. 18 Закона граждане продолжают пользоваться гарантированными им конституционными правами, кроме тех прав, которые были ограничены в связи с военным положением. Граждане, находящиеся на территории, где объявлено военное положение, должны выполнять следующие обязанности:

  1. выполнять требования органов государственной власти, оказывать содействие им;
  2. являться по вызовам в органы государственной власти;
  3. выполнять требования, предъявленные к ним государством в предписаниях, повестках и распоряжениях;
  4. участвовать в работах на нужды обороны и других сопряженных с ними мероприятиях;
  5. предоставлять свое имущество для нужд обороны.

После того, как отпали основания для отмены военного положения, Президент России своим указом отменяет военное положение.

Комментарии

Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF
Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF

Добавить комментарий

Внимание! Максимальный размер одного файла: 6 МБ. Допустимые типы файлов: PNG, JPG, GIF, BMP, PDF