Основным законом, устанавливающим правовые составляющие для создания благоприятных условий в сфере правильного и удобного оказания услуг связи во всех регионах России, является Федеральный закон «О связи» № 126-ФЗ, который был принят 18 июня 2003 года и имеет изменения и дополнения уже в 2018 году. Федеральный закон о связи состоит из 13 глав и 74 статей.
Настоящий закон определяет права и обязанности лиц, участвующих в процессе оказания услуг связи или пользующихся этими услугами, помогает установить добросовестную конкуренцию на рынке услуг связи, а также фиксирует полномочия органов государственной власти и обеспечивает защиту интересов пользователей услуг связи.
Усиление контроля за связью 2018: причины
С 01 июня 2018 года вступили в силу поправки к закону, которые ужесточили контроль за связью на территории Российской Федерации. С этого момента в силу вступают изменения, направленные на запрет продажи сим-карт без оформления соответствующего договора, также расширяются полномочия операторов и Роскомнадзора по вопросу обработки персональных данных абонентов.
Данные изменения произошли неслучайно! Правительство РФ уже давно было озадачено ситуацией с бесконтрольным распространением сим-карт. Принятию поправок в законе предшествовали многочисленные рейды, направленные на изъятие сим-карт, реализуемых без заключения необходимых в таких случаях абонентских договоров. Однако, даже такие меры не привели к корректной работе системы и необходимому контролю по сбору сведений об абонентах сотовой связи.
При этом, необходимо отметить, что нормы, регулирующие подключение к мобильной связи, были и ранее, но не существовало эффективного механизма, обеспечивающего обязательность их исполнения. Так, статья 44 Федерального закона о связи устанавливала обязанность заключения абонентского договора, как и раздел 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1342от 09.12.2014, фиксировался порядок заключения таких договоров. Однако, только после вступления в силу поправок к ФЗ о связи были установлены нормы, способствующие правилам проверки достоверности сведений об абонентах, а также полномочия контролирующих органов в данной сфере и обязанности операторов связи при обнаружении данных об абонентах, если они не соответствуют действительности.
Какие изменения произошли в законе о связи в 2018?
Несмотря на то, что закон о связи регулирует процесс оказания услуг в соответствующей сфере с 2003 года, такая распространенная вещь, как сим-карта приобрела статус с точки зрения закона только с вступлением в силу поправок 2018 года. Так, появилось официальное название сим-карте – «идентификационный модуль», с помощью которого абоненту возможно не только получить доступ к сети, но и сразу установить какой абонент и с помощью какого оборудования его использует – пп.3.2 ст.2 ФЗ О связи.
Важно! Нововведение никоим образом не ущемляет права абонента или оператора в вопросах приобретения и реализации услуг связи. Так, в законе фиксируется, что договор на обслуживание можно заключить не только в стационарных торговых точках или в салонах связи, но и через сеть Интернет с помощью усиленной или простой электронной подписи.
Необходимо отметить, что существенные изменения коснулись правил в отношении абонентов – юридических лиц и частных предпринимателей. Так, если ранее они не передавали необходимые сведения о себе оператору, то оплачивать абонентские договора, которые были заключены до 01 июня 2018 года, они смогут только через безналичный расчет, в том числе со счетов банка, имеющего лицензию ЦБ РФ.
Кроме того, п. 1 ст. 53 ФЗ о связи предоставляет ИП и юридическим лицам право сообщать операторам связи персональные данные работников, которые пользуются служебной сим-картой, без их на то согласия. Здесь гражданин признается пользователем услуг связи, а юрлицо или ИП, на которое он работает, непосредственно - абонентом. При этом, корпоративную сим-карту в последующем можно переоформить на физическое лицо новым договором в случае ликвидации организации или закрытия ИП. В случае, если приобретение услуг связи является государственной закупкой, сведения о пользователях передавать не требуется.
У операторов связи появились дополнительные обязанности
В связи с вступлением в силу новых поправок на операторов связи возложены обязанности идентифицировать абонентов, которыми могут выступать как физические лица, так и юридические, а также индивидуальные предприниматели. Из чего следует, что продавец сим-карты, действующий от лица оператора, при заключении договора обязан указать в документе сведения о приобретателе, предусмотренные Правилами оказания услуг телефонной связи, при этом копия такого абонентского договора должна быть направлена оператору в течении 10 дней.
Статья 44 п.1 абз. 6 ФЗ «О связи» предусматривает для оператора несколько способов проверки данных об абоненте:
- при предъявлении лицом, заключающим договор, документа удостоверяющего личность;
- используя усиленную квалифицированную электронную подпись;
- используя «Единую систему идентификации и аутентификации...»;
- используя Единый портал госуслуг и другие информационные системы.
В случае, если сведения об абоненте, с которым заключен договор, не подтвердятся, оператор вправе перекрыть доступ абонента к связи в порядке, предусмотренном Правилами оказания услуг связи. Кроме того, отключение абонента от связи может произойти на основании запроса Роскомнадзора или правоохранительных органов, осуществляющих проверку сведений в базах данных операторов.
Предписание об отключении выдается органами, если в течении 15 суток после проверки не подтвердится совпадение личных данных фактических пользователей и сведений, заявленных в договорах связи.
Ответственность за нарушение законодательства в сфере услуг связи
Статья 68 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере реализации услуг связи. Так, лица, нарушившие законодательство РФ в области связи, могут быть привлечены к уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности.
Операторы связи несут ответственность перед абонентами за нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, имущественную ответственность за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности и другое.