Закон состоит из 11 статей, каждая из которых предусматривает внесение изменений в тот или иной нормативно-правовой акт. Не все из указанных статей имеют одинаковое значение. Остановимся на наиболее существенных для большинства граждан России положениях нового Закона.
Изменения в законодательстве о занятости населения
В законодательство о занятости населения были внесены изменения, по которым теперь лицом предпенсионного возраста считается гражданин, которому осталось пять лет до выхода на страховую пенсию по старости. Ранее лицом предпенсионного возраста считался гражданин, которому оставалось два года до выхода на пенсию. Новый срок распространяется также на тех граждан, которые имеют право на досрочный выход на пенсию.
Важным нововведением стало внесение в законодательство о занятости населения специальной статьи, посвященной дополнительным льготам лицам предпенсионного возраста. Закон устанавливает возможность получения отдельными лицами предпенсионного возраста (при наличии необходимого стажа) пособия по безработице свыше установленного законом периода выплаты в 12 месяцев с момента постановки на учет в качестве безработного. Напомним, что ранее такая льгота предоставлялась всем безработным гражданам, а не только лицам предпенсионного возраста. В этом случае период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Остальные граждане предпенсионного возраста могут рассчитывать на получение пособия по безработице в период, который не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев. При этом размеры пособий по безработице остались прежними, то есть процентное отношение от среднего заработка, а равно минимальный и максимальный размеры пособий по безработице, в качестве основы для определения размера пособия по безработице для лиц предпенсионного возраста не изменились.
Изменения в Законе о государственном пенсионном обеспечении в РФ
Закон внес определенные изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Теперь нетрудоспособными гражданами признаются мужчины и женщины в возрасте 70 и 65 лет соответственно, а ранее таковыми признавались граждане в возрасте 65 и 60 лет. Также в настоящее время для получения социальной пенсии необходимо достижение возраста 70 и 65 лет для мужчин и женщин соответственно. Повышение пенсионного возраста в рамках Закона о государственном пенсионном обеспечении в РФ предполагается поэтапным. Сроки увеличения возраста выхода на пенсию будут увеличиваться каждый год с 01.01.2019 года. За основу расчетов срока выхода на пенсию был взят пенсионный возраст, установленный на 31.12.2018 года, то есть 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Так, в 2019 году повышение пенсионного возраста произойдет на 12 месяцев, в 2020 году – на 24 месяца, в 2021 году – на 36 месяцев, в 2022 году – на 48 месяцев, в 2023 и последующие годы – на 60 месяцев. Также Закон предусматривает поэтапное увеличение срока службы государственных гражданских служащих и муниципальных служащих для получения пенсии по выслуге лет до 20 лет.
Изменения в законодательстве о страховых и накопительных пенсиях
Несколько другая ситуация складывается, когда речь идет об изменениях пенсионного законодательства в части страховых и накопительных пенсий. Так, право на страховую пенсию возникает у мужчин и женщин при достижении ими возраста 65 и 60 лет соответственно, то есть в данном случае не происходит существенного повышения пенсионного возраста, как это имело место в отношении пенсий, назначаемых государством в рамках системы государственного пенсионного обеспечения. Если человек имеет стаж работы не менее 42 и 37 лет (для мужчин и женщин соответственно), то он имеет право выйти на пенсию на два года раньше, но не ранее достижения им возраста 60 и 55 лет соответственно.
Закон внес изменения в возраст, необходимый для назначения отдельных видов пенсий. Так, теперь требуется достижение мужчинами и женщинами возраста 65 и 60 лет для получения пенсии по случаю потери кормильца. Но важно отметить, что были сохранены ранее действовавшие нормы о досрочном выходе на пенсию, то есть остались прежними основания для досрочного выхода на пенсию, требования к стажу и возрасту для выхода на пенсию. Поэтому работникам, занятым на вредных или опасных работах, пенсионная реформа существенного ухудшения положения не принесет.
Теперь на законодательном уровне предусматривается двукратная индексация пенсий в течение года. Первая индексация должна проводиться с 1 февраля каждого года с учетом индекса роста потребительских цен за прошедший год. Вторая индексация должна проводиться с 1 апреля исходя из роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Накопительная пенсия может быть назначена лицу при достижении им возраста 65 и 60 лет (для мужчин и женщин соответственно).
Закон устанавливает ряд переходных правил. Так, если у человека право на получение любой пенсии возникло до 01.01.2019 года, но он своевременно не обратился за ее назначением, то данное лицо имеет право выйти на пенсию в соответствии с ранее действовавшим законодательством, то есть повышение возраста выхода на пенсию его не коснется. Гражданам, которые имеют право на назначение социальной пенсии, и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста выхода на пенсию в соответствии с ранее действовавшим законодательством (65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), данная пенсия назначается ранее установленного Законом срока, но не более 6 месяцев. Кроме того, Закон «заморозил» до 01.01.2025 года индексацию следующих параметров, влияющих на размер пенсии: стоимость одного пенсионного коэффициента, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии. Закон вступил в силу 01.01.2019 года.