pravovedus.ru
×

Ваш город:

Закон РФ о недрах

26 января 2018
Закон РФ №2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах» используется для урегулирования отношений, которые возникают во время использования, охраны и геологического изучения недр – земной коры, расположенных ниже земной поверхности, почвенного слоя или дна водоемов. Кроме того, Закон активно работает в сфере производства по добыче и переработке минеральных ресурсов, подземных вод и отношений, которые связаны с такой добычей и переработкой. Нормы законодательного документы направлены на совершенствование применения недр и защиту интересов государства и граждан в данной области.

Скачать Закон РФ о недрах

Структура закона о недрах

Закон включает в себя 7 разделов, 52 статьи:

Раздел 1 содержит общие положения закона, включая основные понятия, используемые в данной области, полномочия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов федерации, а также правовое регулирование отношений в обсуждаемой области.

Раздел 2 устанавливает правила пользования недрами. Так, статья 6 Закона определяет виды пользования недрами, которые используют для:
  1. регионального геологического изучения, включая работы на общее изучение недр и по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности; 
  2. изучения, с целью поиска и оценка месторождений полезных ископаемых, а также для изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений; 
  3. разведки и добычи полезных ископаемых; 
  4. строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых; 
  5. образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение; 
  6. сбора минералогических и иных геологических коллекционных материалов. 
В соответствии со статьей 7 Закона, на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительство подземных сооружений и образование особо охраняемых геологических объектов пользователю предоставляется участок в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При этом, пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, включая участников товарищества, юридические лица и иностранные граждане – статья 9 закона.

Статья 10 Закона устанавливает сроки, на которые участки недр могут быть предоставлены пользователям, это может быть, как без ограничения сроков, так и на определенный срок, например:
  • для геологического изучения сроком на 5 лет, при этом, если участок расположен полностью или частично на границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа - на 7 лет; 
  • для добычи полезных ископаемых – на срок обработки месторождения этих ископаемых и другое. 
Важно!Статья 11 Закона устанавливает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Большой интерес представляет собой статья 19 Закона РФ о недрах, которая устанавливает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд, имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. В соответствии с нормами статьи, собственник земельных участков, землевладельцы и землепользователи, арендаторы участков вправе осуществлять в границах своего участка использование его для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, без применения взрывных работ. Также возможно использования подземных вод , объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения. Стоит отметить, что под использованием для собственных нужд полезных ископаемых понимается их использования в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Статья 20 закона о недрах устанавливает основания для прекращения права пользования недрами:
  1. по истечения срока действия лицензии; 
  2. при отказе пользователя от права пользования недрами; 
  3. при возникновении соответствующих условий, установленных лицензией, которые предусматривают наступление прекращения права пользования; 
  4. в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона; 
  5. в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством. 
Помимо указанных оснований, право пользования недрами может быть прекращено досрочно, приостановлено или ограничено. Это возможно по инициативе владельца лицензии или недропользователя, при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, при нарушении условий лицензии; при систематическом нарушении пользователями правил пользования недрами; в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, при ликвидации предприятия, которому недры были предоставлены в пользование, и другое.

Важно! В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права, его приостановлении или ограничении, пользователь недр вправе обжаловать данное решение в административном или судебном порядке.

Раздел 3 Закона о недрах заключает в себе вопросы о рациональном использовании и охраны недр земли. При этом основные требования по рациональному использованию и охране недр освещены в статье 23 закона. К ним относятся:
  • строгое соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение использования их самовольно; 
  • обеспечение полноты геологического изучения; 
  • проведение первичного геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых; 
  • обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных полезных ископаемых и их компонентов; 
  • достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных полезных ископаемых и их компонентов; 
  • охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов; 
  • предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых; 
  • предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой соответствующих объектов; 
  • соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых. 
Кроме того, статьи 23.1-34 раздела 3 устанавливают основные требования по безопасному ведению работ, связанных с использованием недр, условия застройки площадей залегания полезных ископаемых, правила предоставления и условия прекращения прав граждан и организаций на земельные участки, необходимых для ведения работ, связанных с использованием недр, регулируют вопросы в области государственного учета, баланса и регистрации, экспертизы запасов ископаемых, государственного кадастра и охраны участков недр, предоставляемых особую научную или культурную ценность.

Государственное урегулирование отношений недропользования установлено статьями 35-38 раздела 4 закона. Здесь регламентированы вопросы в области государственного геологического изучения недр, мониторинга состояния недр и надзора за геологическим изучением, а также надзор за безопасным ведением работ.

Раздел 5 Закона регулирует вопросы платежей при использовании недр земли. Так статьей 39 Закона установлена система платежей при пользовании недрами, в соответствии с которой осуществляются:
  • разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных условий, оговоренных лицензией пользователя, включая платежи, уплачиваемые при изменении границ участка (при этом, минимальные размеры разовых платежей и устанавливаются в размере не менее чем 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации); 
  • регулярные платежи за пользование недрами - взимаются отдельно по каждому виду работ, (за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений); 
  • сборы за участие в аукционе или конкурсе (вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки; сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов); 
  • другие платежи (налоги и сборы), установленные действующим законодательством о налогах и сборах. 
Раздел 6 Закона о недрах устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ о недрах, а также порядок разрешения споров в данной сфере. В соответствии с нормами статьи 49 Закона, лица, виновные в нарушение российского законодательства о недрах, несут административную и уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством. При этом, привлечение виновных лиц к ответственности не освобождает их от обязанности устранить выявленные нарушения и возместить вред, причиненный этими лицами.

Статья 50 Закона о недрах устанавливает, что споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом, согласно с их полномочиями. При этом, по соглашению сторон, имущественные споры в области пользования недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

Согласно статье 51 Закона о недрах, лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства, возмещают это вред в добровольном или судебном порядке. Порядок расчета размера вреда устанавливается правительством РФ.

Раздел 7 Закона в содержании статьи 52 устанавливает факт о том, что в случае установления международным договором РФ иных правил, чем предусматривает Закон РФ о недрах, то применяются правила международного договора.
Яндекс.Метрика