Закон РФ о недрах
Закон РФ №2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах» используется для урегулирования отношений, которые возникают во время использования, охраны и геологического изучения недр – земной коры, расположенных ниже земной поверхности, почвенного слоя или дна водоемов. Кроме того, Закон активно работает в сфере производства по добыче и переработке минеральных ресурсов, подземных вод и отношений, которые связаны с такой добычей и переработкой. Нормы законодательного документы направлены на совершенствование применения недр и защиту интересов государства и граждан в данной области.
Раздел 1 содержит общие положения закона, включая основные понятия, используемые в данной области, полномочия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов федерации, а также правовое регулирование отношений в обсуждаемой области.
Раздел 2 устанавливает правила пользования недрами. Так, статья 6 Закона определяет виды пользования недрами, которые используют для:
Статья 10 Закона устанавливает сроки, на которые участки недр могут быть предоставлены пользователям, это может быть, как без ограничения сроков, так и на определенный срок, например:
Большой интерес представляет собой статья 19 Закона РФ о недрах, которая устанавливает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд, имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. В соответствии с нормами статьи, собственник земельных участков, землевладельцы и землепользователи, арендаторы участков вправе осуществлять в границах своего участка использование его для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, без применения взрывных работ. Также возможно использования подземных вод , объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения. Стоит отметить, что под использованием для собственных нужд полезных ископаемых понимается их использования в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья 20 закона о недрах устанавливает основания для прекращения права пользования недрами:
Важно! В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права, его приостановлении или ограничении, пользователь недр вправе обжаловать данное решение в административном или судебном порядке.
Раздел 3 Закона о недрах заключает в себе вопросы о рациональном использовании и охраны недр земли. При этом основные требования по рациональному использованию и охране недр освещены в статье 23 закона. К ним относятся:
Государственное урегулирование отношений недропользования установлено статьями 35-38 раздела 4 закона. Здесь регламентированы вопросы в области государственного геологического изучения недр, мониторинга состояния недр и надзора за геологическим изучением, а также надзор за безопасным ведением работ.
Раздел 5 Закона регулирует вопросы платежей при использовании недр земли. Так статьей 39 Закона установлена система платежей при пользовании недрами, в соответствии с которой осуществляются:
Статья 50 Закона о недрах устанавливает, что споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом, согласно с их полномочиями. При этом, по соглашению сторон, имущественные споры в области пользования недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
Согласно статье 51 Закона о недрах, лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства, возмещают это вред в добровольном или судебном порядке. Порядок расчета размера вреда устанавливается правительством РФ.
Раздел 7 Закона в содержании статьи 52 устанавливает факт о том, что в случае установления международным договором РФ иных правил, чем предусматривает Закон РФ о недрах, то применяются правила международного договора.
Скачать Закон РФ о недрах
Структура закона о недрах
Закон включает в себя 7 разделов, 52 статьи:Раздел 1 содержит общие положения закона, включая основные понятия, используемые в данной области, полномочия федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов федерации, а также правовое регулирование отношений в обсуждаемой области.
Раздел 2 устанавливает правила пользования недрами. Так, статья 6 Закона определяет виды пользования недрами, которые используют для:
- регионального геологического изучения, включая работы на общее изучение недр и по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;
- изучения, с целью поиска и оценка месторождений полезных ископаемых, а также для изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений;
- разведки и добычи полезных ископаемых;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;
- сбора минералогических и иных геологических коллекционных материалов.
Статья 10 Закона устанавливает сроки, на которые участки недр могут быть предоставлены пользователям, это может быть, как без ограничения сроков, так и на определенный срок, например:
- для геологического изучения сроком на 5 лет, при этом, если участок расположен полностью или частично на границах Республики Саха (Якутия), Республики Коми, Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа - на 7 лет;
- для добычи полезных ископаемых – на срок обработки месторождения этих ископаемых и другое.
Большой интерес представляет собой статья 19 Закона РФ о недрах, которая устанавливает права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков в целях использования для собственных нужд, имеющихся в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. В соответствии с нормами статьи, собственник земельных участков, землевладельцы и землепользователи, арендаторы участков вправе осуществлять в границах своего участка использование его для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, без применения взрывных работ. Также возможно использования подземных вод , объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения. Стоит отметить, что под использованием для собственных нужд полезных ископаемых понимается их использования в личных, бытовых или иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статья 20 закона о недрах устанавливает основания для прекращения права пользования недрами:
- по истечения срока действия лицензии;
- при отказе пользователя от права пользования недрами;
- при возникновении соответствующих условий, установленных лицензией, которые предусматривают наступление прекращения права пользования;
- в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных статьей 17.1 настоящего Закона;
- в случаях, предусмотренных действующим российским законодательством.
Важно! В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права, его приостановлении или ограничении, пользователь недр вправе обжаловать данное решение в административном или судебном порядке.
Раздел 3 Закона о недрах заключает в себе вопросы о рациональном использовании и охраны недр земли. При этом основные требования по рациональному использованию и охране недр освещены в статье 23 закона. К ним относятся:
- строгое соблюдение установленного законом порядка предоставления недр в пользование и недопущение использования их самовольно;
- обеспечение полноты геологического изучения;
- проведение первичного геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых;
- обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных полезных ископаемых и их компонентов;
- достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных полезных ископаемых и их компонентов;
- охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов;
- предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
- предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой соответствующих объектов;
- соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых.
Государственное урегулирование отношений недропользования установлено статьями 35-38 раздела 4 закона. Здесь регламентированы вопросы в области государственного геологического изучения недр, мониторинга состояния недр и надзора за геологическим изучением, а также надзор за безопасным ведением работ.
Раздел 5 Закона регулирует вопросы платежей при использовании недр земли. Так статьей 39 Закона установлена система платежей при пользовании недрами, в соответствии с которой осуществляются:
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных условий, оговоренных лицензией пользователя, включая платежи, уплачиваемые при изменении границ участка (при этом, минимальные размеры разовых платежей и устанавливаются в размере не менее чем 10% величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации);
- регулярные платежи за пользование недрами - взимаются отдельно по каждому виду работ, (за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений);
- сборы за участие в аукционе или конкурсе (вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки; сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов);
- другие платежи (налоги и сборы), установленные действующим законодательством о налогах и сборах.
Статья 50 Закона о недрах устанавливает, что споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом, согласно с их полномочиями. При этом, по соглашению сторон, имущественные споры в области пользования недрами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
Согласно статье 51 Закона о недрах, лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства, возмещают это вред в добровольном или судебном порядке. Порядок расчета размера вреда устанавливается правительством РФ.
Раздел 7 Закона в содержании статьи 52 устанавливает факт о том, что в случае установления международным договором РФ иных правил, чем предусматривает Закон РФ о недрах, то применяются правила международного договора.